Тульский краеведческий альманах №18 2021 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 18 • 2021 104 отказ по причине неестественной смерти его сына Виктора 13 . Впоследствии князь получит разрешение на возведение склепа-часовни над могилами близ- ких рядом с храмом 14 . Сам князь Виктор Васильевич Кугушев умрёт и будет похоронен там же в 1891 г. Его дочь Софья Викторовна (в замужестве Голубе- ва) владела усадьбой в селе Малое Скуратово вплоть до 1906 г. Строительство храма в селе длилось более 10 лет: он был заложен 16 июля 1863 г., а окончен и освящён 29 декабря 1876 г. 15 . На церемонии закладки хра- ма присутствовал епископ Тульский и Белевский Никандр, собственноручно заложивший первый камень 16 . Работы по возведению храма велись под руко- водством чернского купца 2-й гильдии Алексея Казмина Кочетова, который был и основным благотворителем, пожертвовавшим самую крупную сумму в размере 15 826 рублей 90 копеек. Всего же по смете строительство церкви обошлось в 38 000 рублей 17 . Среди жертвователей были люди различных со- словий и материального положения. Так, императрица Мария Александров- на, жена Александра II, пожертвовала 300 рублей, Иван Сергеевич Тургенев – 5 рублей 18 . В расходных статьях на строительство храма можно найти ин- тересные пункты, проливающие свет на конкретные личности, причастные к созданию архитектурного облика церкви: за создание плана и наблюдение за строительными работами архитекторам Перховскому (в книге А.К.Кочетова, посвящённой церемонии закладки храма, приведено правильное написание фамилии архитектора – Пирковский Арсений Павлович) 19 и Бочарникову было выплачено 145 рублей, за утверждение плана в Тульской строительной комиссии – 30 рублей; резчику Горелову за иконостас – 564 рублей 30 копеек; живописцу Турчанинову за 53 иконы в иконостасе – 988 рублей 14 копеек. Московский купец дворянин Павел Григорьевич Цуриков пожертвовал коло- кол весом 81 пуд, а купцы села Сергиевского Матвей Петрович Головин – ве- сом 10 пудов и Иван Петрович Окунев – весом 3 и 1 пуд 20 . Храм эклектичен, так как сочетает в себе элементы сразу нескольких сти- лей. В качестве основного мотива было выбрано русское направление. Под- ражание русской архитектуре прослеживается в декоре барабанов и форме их луковичных глав, а также в полуциркульных архивольтах с килевидным подвышением, украшающих полуциркульные завершения оконных проёмов. Вместе с тем южный и северный фасады основного объёма храма декорирова- ны пилястрами, завершёнными капителями коринфского ордера, и фронто- нами с изображением Всевидящего Ока Господня. Мотив коринфского ордера повторяет карниз с профилированной тягой, протянувшийся по периметру стен всего здания, с ритмичным расположением дентикул, или сухариков. Декоративные ниши в стенах – филёнки – устроены под фронтонами и на барабанах глав. Общая объёмно-пространственная композиция храма харак- теризуется продольной организацией вдоль оси восток–запад и имеет трёх- частное членение: основной объём, трапезная, колокольня. Трёхапсидный храм с повышенной четвериковой частью увенчан пятиглавием. Апсиды по- луциркульные в плане. Центральная апсида шире боковых и имеет три окна в отличие от боковых, в которых по два окна. Основной объём храма перекрыт вспарушенными сводами. Центральный барабан, венчающий четвериковую часть основного пространства храма, имеет 8 полуциркульных окон, 4 ма- леньких барабана имеют по 4 окна. С западной стороны к основному объёму храма примыкает трапезная, перекрытая бочарным сводом, из которой осуществляется проход в ризницу

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=