Тульский краеведческий альманах №18 2021 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 18 • 2021 98 Примечания 1 Демонтаж и последующие строительные работы осуществлялись ООО «Туларестав- рация» под руководством В. И. Ермолова. 2 Коллекция образцов рельсов с клеймами сформирована в 2013/14 гг. в период про- ведения охранных исследований в Тульском кремле археологической экспедицией ГУК ТО «Тульское музейное объединение» (рук. – С. В. Зацаринный). Вырезка образцов, их реставрация и консервация выполнены сотрудниками экспедиции И.И.Волковым, С. А. Галановым и М. Е. Зябиным. 3 Общество Путиловских заводов. Сортамент изделий. СПб.: Типография А. С. Суво- рина, 1905. С. 61, табл. 4 Юркин И. Н. Демидовы в Туле: Из истории становления и развития промышленной династии. М.; Тула: Рарус, 1998. С. 326. 5 Абдулаев Я. С. Производственно-техническое развитие Александровского Южно- Российского завода и его место в промышленности России до начала Первой мировой войны (1887–1914) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов. 2017. № 7 (81). С. 13–14. 6 Тарасова В. Н., Трынкова О. Н. Становление рельсопроката в России // Мир транспор- та. 2012. № 5. С. 149. 7 Там же. С. 144. 8 Там же. С. 147–148. 9 Там же. С. 149. Рис. 10 (табл.). 10 Там же. С. 148–149. 11 Там же. С. 150. 12 Там же. С. 152. 13 Рудаков А. П. Тульский кремль (страничка из тульской археологии). Репр. воспро- изв. изд. 1916 г. Тула, 1995. С. 38. 14 Гусев С. И. Новые тайны тульских улиц. Оборона кремля. Тула: Дизайн-коллегия, 2019. С. 54. 15 Щербаков В. Н. Главный транспорт Тулы. Тула: ООО «Борус-Принт», 2011. С. 20–26. 16 В Туле первая ветка конно-железной дороги была открыта в 1888 г. 17 Зацаринный С. В. Археологические свидетельства участия гончаров в электрифи- кации Тулы в начале XX века (по материалам раскопок в Тульском кремле) // Туль- ский краеведческий альманах. Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2017. Вып. 14. С. 120–124; Зацаринный С. В., Крюкова И. С. Находки архитектурно-строительной керамики с фа- бричными клеймами конца XIX – 1-й трети XX в. при археологических исследованиях на территории Тульского кремля (к 120-летию городской электростанции) // Тульский краеведческий альманах. Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2020. Вып. 17. С. 38–52; Заца- ринный С. В., Трегубов Н. Л. Обзор металлических марок советской эпохи, обнаружен- ных при археологических исследованиях на территории Тульского кремля // Тульский краеведческий альманах. Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2020. Вып. 17. С. 53–62. 18 К сожалению, этого нельзя сказать про сохранившиеся исторические промышлен- ные здания, объединённые под общей кровлей музейно-выставочного центра, которые в результате реновации утратили свой первоначальный архитектурный облик и факти- чески уже не передают былой колорит индустриальной эпохи. 19 Зубарев В. В. Типы металлических связей и клейма на них как датирующий эле- мент для памятников архитектуры. Каталог клейм на строительном материале. «Спецпроектреставрация» Инв. № 3972. М., 1984; Чернышёв М. Б. Клейма на железе в русском строительстве в XVII–XIX вв. М.: Институт Наследия, 2007. 253 с.; Корепа- нов Н. С., Рукосуев Е. Ю. Клейма уральских заводов XVIII–XIX вв. Екатеринбург, 2004. 92 с.; Коряков А. С., Гулий А. Е. Датировка зданий исторической застройки по характер- ным признакам строительных материалов // Вестник МГСУ. 2016. № 9. С. 62–74.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=