Тульский краеведческий альманах №18 2021 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 18 • 2021 96 1900 (рис. 2, 9 ), который вполне мог использоваться в тех ветках конки, кото- рые прокладывались уже в начале XX в. 16 . Несколько слов следует сказать о нестандартном рельсе из «кремлёвской коллекции», который не имел фабричного клейма. Этот образец выделяется из общей выборки своими скромными размерами: его высота – 5,0 см, шири- на подошвы – 3,6 см, ширина головки – 1,9 см, а толщина шейки (вероятно, остаточная) – 0,3 см. Подобные «миниатюрные» рельсы в настоящее время почти не изучены. Наш экземпляр, вероятно, следует отнести к переносным путям «декавилевского» типа (названы по имени французского инженера Поля Декавиля). В Европе такие пути с микроколеёй (ширина менее 600 мм) получили название «Portable Railway». Они широко применялись с послед- ней четверти XIX в. в промышленности, в горнодобывающей отрасли, а также в крупных фортификационных сооружениях для подвоза боеприпасов. Для перемещения грузов по этим дорогам использовалась преимущественно гуже- вая тяга. В России такие дороги назывались конно-полевыми. Таким образом, рассмотренная серия рельсов, наряду с иными артефак- тами нового и новейшего времени, выявленными полевыми исследованиями 2013/14 гг. 17 , достаточно ярко иллюстрирует «индустриальную страничку» в истории Тульского кремля 18 . Как показал анализ коллекции, историческая ценность рассмотренных артефактов весьма существенна не только для изу- чения истории и архитектуры исторических промышленных зданий в крем- ле. Они проливают свет на особенности формирования тульского рынка по- добного рода стройматериалов и, более того, наглядно иллюстрируют историю становления отечественного рельсопроката, являющегося маркером уров- ня развития тяжёлой промышленности (да и в целом экономики) индуст- риального государства. Научная атрибуция фабричных клейм на металлических изделиях рас- сматриваемого периода является одним из перспективных направлений в рамках изучения товаров отечественной промышленности. Исследования маркировки российской фабричной и кустарной продукции из чёрного метал- ла ведутся давно и их результаты периодически вводятся исследователями в научный оборот 19 . Что же касается изучения клейм на железнодорожных рельсах, то, судя по скудной историографии этого вопроса, данное направ- ление отечественных исторических исследований находится пока в стадии своего становления. В этой связи актуальность настоящей публикации обу- словлена в том числе и насущной необходимостью формирования источни- ковой базы. В связи с благоприятным стечением обстоятельств часть конструктивных элементов, демонтированных строителями в ходе масштабной реновации ком- плекса сооружений промышленной архитектуры 1-й трети XX в. в Тульском кремле в 2013/14 гг., была не только сохранена для потомков, но и частично вернулась в «родное здание» уже в виде музейных экспонатов, размещённых в Музее археологии Тульского кремля (рис. 4, 1 ). Кремлёвские артефакты оказались востребованными и в других музейно-выставочных проектах ГУК ТО «Тульское музейное объединение». В частности, серия этих рельсов ныне экспонируется в Девягорско-Лихвинском историко-ландшафтном музее-за- поведнике в разделе экспозиции, посвящённом истории Тула-Лихвинской узкоколейной железной дороги, построенной в 1899–1905 гг. (рис. 4, 2 ). От- дельные экземпляры рельсов демонстрировались в 2020 г. на выставке «Пе-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=