Тульский краеведческий альманах №17 2020 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 17 • 2020 66 видеть на других значках 1960-х – начала 1970-х гг. Например, силуэт Пят- ницкой башни является частью значка «Комсомол Тулы» (алюминий, шелко- графия; рис. 1, 11 на цветной вклейке). Эта композиция также использована для колодки неизвестного малотиражного подвесного знака (тяжёлый металл белого цвета, травление; рис. 1, 5 на цветной вклейке). Основным производителем значков тульской тематики до 1990-х годов был сувенирный участок 1-го цеха ТЗЗ. Зенитовцы использовали самую популяр- ную технологию 1960–1990-х годов – чеканку из алюминиевого листа. Вот как производство значков описано в заводской многотиражке. «Изготовляются значки так. Берётся алюминиевый лист определённой марки, и резчики ме- талла производят первую операцию – его раскрой на полосу разных разме- ров. Потом прессовщики разрубят их на мелкие части, произведут чеканку, обрубку облоя (краёв) (рис. 4). Теперь дело за гальваниками: от процесса ано- дирования заготовок зависит очень многое. Затем следует набивка булавок и одна из самых кропотливых операций – лакировка. Самая последняя ин- станция – упаковка» 13 . В конце 1960-х – начале 1970-х гг. спрос на значки возрастает. Они стано- вятся не только сувенирной и памятной продукцией, но и объектом массового коллекционирования (фалеристики). Уже в 1974 г. коллекция тульских значков инженера Владимира Ива- новича Ольчедаевского составляла более 400 предметов 14 . В розничной продаже появляются тематические серии и наборы значков. К концу 1960-х гг. относится серия значков «Кремли русских городов», выпущенная в Москве Эксперимен- тальным творческо-производствен- ным комбинатом Художественного фонда РСФСР (ЭТПК). В эту серию вошёл квадратный значок серого ме- талла «Тульский кремль. Пятницкая башня», выполненный в лаконичной манере без использования цветных эмалей (рис. 1, 2 на цветной вклейке). Художник серии – Адольф Владими- ровичПлетнёв (род. 1932) – изобразил проездную башню, прикрытую ветвя- ми деревьев, с необычного ракурса – сбоку (вид от Спасской башни) 15 . Сти- листика значка нашла отражение и в другой работе этого автора – худо- жественном конверте с изображени- ем Пятницкой башни (рис. 5). Адольф Плетнёв стал автором первого комплекта значков, посвя- щённого Тульскому кремлю (алюми- ний; рис. 1, 21–28 на цветной вклей- Рис. 4. Алюминиевые заготовки для значков: 1) заготовка для значка «Башня Одоевских ворот» из набора значков «Тульский кремль» без обрубки облоя (ТЗЗ. 1979 г.); 2) заготовка для значка «Тульский кремль» без анодирования (ТЗЗ. 1981 г.); 3) заготовка для значка «275 лет ТОЗ» без обрубки облоя (Тульский оружейный завод. 1987 г.)

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=