Тульский краеведческий альманах №17 2020 г

63 Н. Л. Трегубов, С. В. Зацаринный Тульский кремль в отечественной фалеристике 2-й половины XX – начала XXI в.: визуальная история созидания городского символа Значки и нагрудные знаки – художественные миниатюры, посвящённые определённым событиям, персоналиям, объектам или указывающие на ста- тус человека, принадлежность его к какому-либо сообществу. Сочетание худо- жественной индивидуальности автора и идеологического заказа, технологии и стилистических тенденций делает каждый значок неповторимым памятни- ком своей эпохи. В настоящей статье проанализирован комплекс предметов фалеристики, в которых нашли отражение образ Тульского кремля, хроника реконструкции архитектурного ансамбля крепости, а также историко-идеологические аспек- ты его воплощения в главный городской символ 1 . * * * Период 1960–1970-х гг. был насыщен для Тулы яркими городскими и общегосударственными событиями: 250-летие Тульского оружейного заво- да (1962), 20-летие Победы в Великой Отечественной войне (1965), 25-летие обороны Тулы от фашистских захватчиков (1966), 50-летие советской власти (1967), 100-летие со дня рождения В.И.Ленина (1970), 50-летие Союза ССР (1972) и др. Обязательными материализованными атрибутами этих событий были знаки отличия, поздравительные адреса, памятные подарки, юбилей- ные и тематические печатные издания, праздничное оформление города и предприятий. Всё это требовало нового символического наполнения – созвучного эпохе и отличного от знаков предшествующего периода «культа личности» 2 . Форми- рованию региональной символики также способствовали рост популярности городского туризма и необходимость создания экскурсионной инфраструктуры. В 1960 г. исполком Тульского горсовета принял решение о проведении кон- курса на лучшие образцы изделий декоративно-прикладного искусства «Туль- ский сувенир» 3 . Вскоре на прилавках магазинов появились первые тульские «гостинцы»: бюст Льва Николаевича Толстого (Щёкинский завод «Кислото- упор», скульптор Зоя Рябченко) 4 и миниатюрная модель тульского жарового самовара «Ясная Поляна», с 1964 г. выпускавшаяся на заводе «Штамп» 5 . Однако, по мнению туляков, к середине 1960-х гг. индустрия производст- ва и продажи сувенирной продукции в Туле отсутствовала 6 . В ноябре 1965 г. Тульский облисполком объявил конкурс «на создание лучших образцов туль- ских сувениров и освоение их производства». Разработки сувенирной про- дукции были рассмотрены художественным советом в мае 1966 г. Предпо- лагалось, что одобренные образцы должны были массово тиражироваться и поступать в торговую сеть. Однако результаты конкурса не удовлетворили экспертов, и он был продлён до октября. В рамках конкурса были представле- ны серии значков, посвящённых памятным местам Тулы. Их авторами были Í. Ë. Òðåãóáîâ, Ñ. Â. Çàöàðèííûé. Òóëüñêèé êðåìëü â îòå÷åñòâåííîé ôàëåðèñòèêå...

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=