Тульский краеведческий альманах №17 2020 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 17 • 2020 50 зафиксированный нами на первом этаже здания 1908 г., по всей видимости, относится к этому же времени. Однако наличие среди метлахских плиток, встреченных в значительном количестве у стен электростанции (главным об- разом со стороны торговых рядов) в слое нажиги и кирпичного боя, квадрат- ных плиток-вкладышей другого цвета (красных) из другой партии косвенно указывает на вероятную их принадлежность к напольному покрытию в пер- воначальном одноэтажном здании. По нашим собственным наблюдениям, в сравнении с метлахской плиткой иных производителей плитка фабрики Э. Э. Бергенгейма встречается в жилом фонде Тулы начала прошлого столе- тия в девяти случаях из десяти. Также заметим, что прейскурант изделий Товарищества барона Э. Э. Бергенгейма за 1911 г. (за исключением меняю- щихся цен он в полном объёме воспроизводит содержание аналогичных пред- шествующих выпусков) в тарифной таблице наряду с другими крупными го- родами Российской империи содержит фрахт за транспортировку гончарных изделий по железной дороге из Харькова в Тулу 29 , что позволяло тулякам заказывать и получать этот отделочный материал в кратчайшие сроки и над- лежащего качества. Изразцы, как мы выяснили, являлись элементами кафельных печей, отапливавших двухэтажное административное здание, построенное в 1908 г. Кроме датировки по клеймам на это указывает и их локализация под окнами южного фасада здания, через которые они, по всей видимости, и были уда- лены в качестве строительного мусора при переводе здания на централизо- ванное водяное отопление. Использование для облицовки печей изразцовых наборов не тульского производства тоже не выглядит странным применитель- но к этому времени – началу XX в. Несмотря на наличие в Туле собственных кирпично-кафельных фабрик и заводов, представители привилегированных сословий весьма редко использовали их продукцию для оформления домаш- них печей (как нам представляется, заурядное качество белой глазури и не- большой формат тульской плитки уже не соответствовали возросшим эстети- ческим требованиям этой части городского населения). Высококачественные изразцы из Могилёвской губернии (преимущественно из округи г. Копыси) с конца XIX в. начинают завоёвывать тульский рынок. Мы располагаем дан- ными о пяти заводчиках из г. Копыси и его округи, поставлявших в Тулу свою продукцию: Э. Л. Альперович, Л. Ш. Долгин, И. Ш. Песельник, М. Л. Шалыт и А. Х. Шапиро 30 . Периодически встречающиеся в ходе полевых исследова- ний в нашем городе изразцы кирпично-кафельного завода в д. Сметанке в по- давляющем большинстве случаев маркированы клеймами первого варианта. Таким образом, использование в интерьере электростанции могилёвских печных наборов было обусловлено как популярностью их у представителей привилегированных сословий (а именно они входили в состав городской упра- вы, заключившей контракт на строительство электростанции с Акционерным обществом «Сименс и Гальске»), так и успешным опытом использования этой фирмой могилёвских изразцов на других своих объектах. Археологическая коллекция керамических изделий с фабричными клей- мами из наиболее «поздних» отложений культурного слоя в Тульском кремле является свежим и пока лишь поверхностно изученным историческим источ- ником, косвенно отражающим уровень развития как местной, так и общерос- сийской фабрично-заводской промышленности. Рассмотренные предметы в разной степени связаны с архитектурой и историей городской электростан-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=