Тульский краеведческий альманах №17 2020 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 17 • 2020 48 клейм завода М. Л. Шалыта в Копыси – это прямоугольная рамка со скошен- ными или закруглёнными углами, в которой расположена двустрочная над- пись «М.Шалытъ / Копысь» или «М.Шалыто / Копысь.Мог.губ.»; хотя, не иск- лючено, что они являются более ранними и относятся к рубежу XIX–XX вв. Вместе с тем заметим, что кириллическая надпись на клейме 1-го варианта ука- зывает только место производства – населённый пункт «Сметанка», не конкретизируя имя произ- водителя. Вполне вероятно, что такими клеймами могла маркироваться продукция гончарно-израз- цового завода Льва Николаевича Чачкова в тот пе- риод, когда фабрика сдавалась в аренду разным арендаторам, т. е. в конце первого – начале второго десятилетий XX в. (по 1912 г. включительно). Уточнение датировки клейм на рассматрива- емых изразцах позволяет установить, в каком из зданий электростанции и на каком этапе появля- ются эти печи. Если логика наших рассуждений верна, то выявленные при раскопках изразцы однозначно никак не связаны с первым одно- этажным зданием электростанции 1900 г. По всей видимости, ими были об- лицованы печи нового двухэтажного здания электростанции 1908 г., которое в 1913–1914 гг. было расширено за счёт пристройки 28 и в таком виде (с ло- кальными перестройками) сохранилось до настоящего времени. Таким образом, маркированные строительные материалы конца XIX – начала XX в., выявленные при проведении археологических исследований на территории Тульского кремля, имеют прямое отношение к конструк- ции производственных зданий городской электростанции, функциониро- вавшей до 1933 г. Информационный потенциал фабричных клейм (даже будучи исполь- зованным частично и только в самом общем виде) позволяет существенно расширить и конкретизировать наши знания по истории первой городской электростанции. В первую очередь обращает на себя внимание факт полно- го доминирования привозных строительных и отделочных материалов над местными. Практически все огнеупорные кирпичи изготовлены на заводах Боровичского промышленного района Новгородской губернии. Исключение составляют два кирпича Щёкинского огнеупорно-кирпичного завода Р. Гил- ля, которые на фоне сотен обломков боровичских кирпичей выглядят почти случайными. Доминирование огнеупора из Боровичей обусловлено их высо- кими техническими и эксплуатационными свойствами. Боровичи – один из старейших в Российской империи центров по производству огнеупорных из- делий (первый завод основан в 1855 г.) и крупнейший в России производи- тель этой продукции. Ко времени строительства в Туле электростанции бо- ровичский кирпич был товаром № 1 на российском рынке огнеупоров. Кроме того, в связи с тем, что первоначально топливом для топок паровых котлов на тульской электростанции являлась нефть и донецкий антрацит, возможно допустить, что местный шамотный кирпич Р. Гилля по своим техническим ха- рактеристикам мог не соответствовать предъявляемым к нему требованиям. Также представляется логичным, что Акционерное общество Русских элек- тротехнических заводов «Сименс и Гальске», осуществлявшее строительство Клейма М. Л. Шалыта на изразцах

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=