Тульский краеведческий альманах №17 2020 г

245 ных идей и порядка действий, которые будут им предложены. Здесь речь идёт не об идеальном человеке, а о будущем гражданине, адаптированном к уста- новленному социальному порядку, – вот что становится целью новой образо- вательной системы» 9 . За основу Екатерина берёт австрийскую модель образования с двухкласс- ной системой в уездных и четырёхклассной – в губернских городах. Такая система была разработана в Австрии по заказу Марии-Терезии и успешно внедрялась Иосифом II, с которым Екатерина переписывалась и встреча- лась в 1780 г. Система эта была настолько прагматичной, что предполагала изучение, например, таких иностранных языков, которые были необходимы на той территории, где располагались школы: в центральной России это были древние языки, на юге – современный греческий язык, на территориях, от- торгнутых от Польши, – латынь, в Казани – татарский язык, а в Иркутске – китайский. Таким образом, получая единое школьное образование на русском языке, ученики разных краев огромной страны не должны были при этом от- рываться от своих национально-специфических корней. При этом Екатерина не забывала о воспитательной стороне обучения, и здесь Бецкой продолжал быть для неё незаменимым. Под её руководством и при непосредственном наблюдении Ивана Ивановича на русский язык была переведена работа за- мечательного австрийского педагога Иоганна Фельбигера «О долге человека и гражданина». В перевод и Екатерина, и Бецкой внесли собственные коррек- тивы. Книга была издана в двух вариантах, один из которых предназначался для преподавателей, а второй – для детей. Новая образовательная система была подкреплена организацией до- вольно строгого контроля над её деятельностью. С 1786 г. стала действовать Комиссия по учреждению народных училищ, которая проверяла деятель- ность не только государственных, но и частных образовательных учрежде- ний. Инспектирование было направлено на контроль качества образования и его идейного содержания. Известно, в частности, что по постановлению этой комиссии были закрыты две частные школы, организованные Нико- лаем Ивановичем Новиковым, а их учащиеся были переведены в государ- ственные школы 10 . Не избежал проверки и Смольный институт, несмотря на высочайший его патронат. Дирекции предписывалось работать в соот- ветствии с системой государственного образования. В частности, запреща- лось вести занятия на французском языке, который до того был в Смольном в особом почёте. Французский язык отнесли к разряду предметов, изучае- мых частным образом. По инициативе Бецкого началась в Петербурге и профессиональная подготовка учителей. Училище для педагогов открылось в столице в 1783 г. Преподаватели отныне были внесены в Табель о рангах, могли выслужить потомственное дворянское звание. В наставлениях будущим учителям ис- пользовали сочинённые Бецким для преподавателей Смольного институ- та положения: учитель должен быть «не лжецом и не притворщиком», «че- ловеком, разум имеющим здравый, сердце непорочное, мысли вольные, нрав к раболепию непреклонный», «говорить должен как думает, а делать – как говорит». И до сих пор многие постулаты образовательной системы, созданной И. И. Бецким и Екатериной Великой, остаются актуальными. Даже если не родство, то великие просветительские устремления объединяли этих людей. Ä. À. Ðîìàíîâ. Êóäà âåäóò èñòîðèêî-êóëüòóðíûå íèòè îò êíèã Òóëüñêîé îáëàñòíîé íàó÷íîé áèáëèîòåêè

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=