Тульский краеведческий альманах №17 2020 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 17 • 2020 26 Нижегородского кремля, возведении укреплений московского Китай-города, восстановлении псковского Крома, закладках крепостей Пронска, Дорогобу- жа, Себежа. Однако по множеству косвенных признаков можно говорить об авторстве итальянских архитекторов в сооружении и других русских крепо- стей этого времени. Среди них Зарайск, Коломна, Тула, Новгород, Ивангород, Копорье. Но это не нашло отражения в сохранившихся источниках. Поэтому особенно ценными являются сведения о строительстве главной крепости стра- ны – Московского Кремля (1485–1495). К концу XV столетия грандиозный план по перестройке Московского Кремля был воплощён в жизнь. Над реализацией этого проекта трудились опытные венецианские и ломбардийские мастера: Онтон (Антон) Фрязин (1485–1488 гг.), Марко Фрязин (1486–1491 гг.), миланцы Пётр Фрязин (Пьет- ро Антонио Солари, 1490–1493 гг.) и Алевиз Фрязин, или Алевиз Старый (Алозио Каркано да Карезано, 1494–?). С началом ренессансного искусства во Франции, Польше и других государствах хронологически совпадает новая волна оживления деятельности фряжских мастеров в России, большая пар- тия которых «с жёнами и с детьми и с девками» прибыла туда в 1504 г. через Крым с посольством Дмитрия Ралева и Митрофана Карачарова. Несомненна их самая активная роль в развернувшемся в последующие годы строитель- стве. Помимо Алевиза Нового, о котором это известно достоверно, к той же группе привезённых Ралевым мастеров, вероятно, относятся и другие фряж- ские строители, о деятельности которых сообщают источники: Бон Фрязин, возводивший в 1505–1508 гг. столп Иоанна Лествичника; Пётр Френчюшко, посланный в 1508 г. для строительства кремля в Нижний Новгород; Вар- фоломей, ездивший в 1508/1509 гг. в Дорогобуж для городового дела вместе с Мастробоном, видимо, тем же Боном Фрязином; и также, возможно, мастер Иван, работавший во Пскове в 1516/1517 гг. Но, в отличие от западных стран, поток прибывавших на Русь мастеров уже в самом начале века иссяк, и к кон- цу 1510-х гг. известия об их работе исчезли со страниц летописей 33 . В 1528 г. в Москве появился последний из итальянских мастеров – Петрок Малой (он же Пётр Фрязин, Пётр Ганнибал или Пётр Франческо ди Анни- бале). Петрок Малой наиболее известен своими фортификационными рабо- тами – он построил стену Китай-города в Москве (1534–1538 гг.) и земляные крепости в Себеже (1535 г.) и Пронске (1536 г.). Деятельность этого выдаю- щегося зодчего была новаторской для русской фортификации. По некоторым данным, именно этому итальянскому мастеру приписывается заслуга рас- пространения в России крепостей с бастионным начертанием. Творческий почерк итальянских мастеров-архитекторов, приехавших на Русь, условно можно разделить на две группы. Первая – носители ломбард- ских традиций и вторая – выходцы из Венецианской республики. Среди зодчих – представителей миланской (ломбардской) архитектурной школы нам известны Аристотель Фиораванти, Пьетро Антонио Солари, Ало- изио Каркано да Карезано (Алевиз Фрязин Миланец). Другая группа итальянских архитекторов была связана с Венецией и её землями. В их числе – строитель Архангельского собора Московского Крем- ля Алевиз Новый. Он же был строителем «Железных врат» ханского дворца в Бахчисарае. Возможно, под этим именем скрывается Алевизе Ламберти да Монтаньяна. Кстати, городок Монтаньяна имеет крепостные стены XIII– XIV вв. и находится в 10 км от Падуи, одного из крупнейших городов Венето.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=