Тульский краеведческий альманах №17 2020 г

243 Ä. À. Ðîìàíîâ. Êóäà âåäóò èñòîðèêî-êóëüòóðíûå íèòè îò êíèã Òóëüñêîé îáëàñòíîé íàó÷íîé áèáëèîòåêè но в уставных документах, должны были стать «свободными людьми России», работающими на поприще науки, образования и государственной службы. Первые воспитательные дома для детей, лишённых попечения родителей, от- крылись в Москве и Санкт-Петербурге (соответственно – в 1764 и 1770 годах). По завершении учёбы воспитанники должны были либо продолжать учиться, чтобы освоить какое-либо ремесло, либо, если у них окажутся способности по усвоению наук, направиться в Московский университет. И.И.Бецкого, а значит, и Екатерину, которая в этот период ему полностью и безоговорочно доверяла, интересовало также женское образование как осо- бый педагогический феномен в государстве. В результате реализации этих интересов возник Смольный институт, предназначенный для воспитания благородных девиц. Его куратором с 1764 г. стал Бецкой, написавший «Устав воспитания двухсот благородных девиц». Этот факт широко известен. Но поч- ти параллельно (всего через несколько месяцев) было открыто подобное же заведение для девиц из неблагородных семей (пансион для мещанок при Смольном институте). Показательно, что, следуя руссоистским идеям, твор- цы российского просвещения во главе с императрицей определили одинако- вую программу для обоих учебных заведений. Это были иностранные языки, нравственное воспитание, изучение искусств. В самом Смольном между вос- питанницами не было имущественных различий. Только начальница Инсти- тута Софья Делафон знала, кто из них победнее, а кто побогаче. «В Смольном началась новая эпоха русской педагогики. На смену все- общему насилию традиционной школы с постоянными побоями и стояни- ем на коленях пришли гуманные начала воспитания и обучения. Бецкой предполагал, что воспитаннице надлежит “быть любимой и почитаемой все- ми”, иметь всегда хорошее настроение, “дабы сим способом отвращен был и самый вид всего того, что скукою, грустию или задумчивостию называть- ся может”» 6 . К этому же времени относится и преобразование военного обучения в от- крытом ещё императрицей Анной Иоанновной в 1731 г. Кадетском корпусе. Состав Кадетского корпуса в начале 60-х годов увеличился почти втрое. Обу- чение начиналось с раннего детства и длилось 16 лет, объединяя начальное и среднее образование (как правило, кадеты выходили в военную службу в возрасте слегка за 20 лет). По замыслу Екатерины и Бецкого, военное обра- зование должно было обогатиться многими дисциплинами. С 1766 г. в Кадет- ском корпусе стали преподавать историю, философию, право и другие гума- нитарные предметы. Всё названное было первым этапом екатерининских реформ образования и, как свидетельствуют авторитетные исследователи, «даже если далеко не все проекты удалось сразу осуществить, то в это время им было положено на- чало, и в дальнейшем, с 1775 года, их развитие будет продолжено» 7 . «Конечно, идея создания “нового рода” людей из подкидышей и сирот, ли- шённых пороков своих несовершенных предков, была утопична. Как и многие другие благие начинания, замыслы Екатерины и Бецкого грубо искажала ре- альная жизнь. Порученные вниманию воспитателей подкидыши… умирали от небрежения и болезней… во всей системе царили привычные для России воровство и безалаберность, но всё же попытка внедрения идей Просвещения не оказалась напрасной. Сам подход к этой проблеме, доброта и гуманизм к детям, провозглашённые в тот ещё очень жестокий век, не пропали даром.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=