Тульский краеведческий альманах №17 2020 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 17 • 2020 242 Ивановича было немало, а её дочь Софью Фредерику Августу он знал с раннего детства. В 1744 г., когда мать и дочь прибыли в Россию, Иван Иванович ещё состоял на службе в Коллегии иностранных дел, а в 1745 г. был свидетелем венчания Екатерины и наследника российского престола Петра Федоровича. С 1747 г. Бецкой из-за придворных интриг принуждён был выйти в от- ставку и покинул Россию на 15 лет, которые он провёл преимущественно в Париже. На государственную службу и в Россию его вернул муж Екатери- ны Петр III в самом начале 1762 г. С этого времени началась славнейшая часть жизни и деятельности И. И. Бецкого под покровительством императри- цы Екатерины. Многогранная устроительная деятельность Бецкого оставила значитель- ный след во внешнем облике нашей северной столицы. Под его руководством возводились здания Малого Эрмитажа и Академии художеств, строились гранитные набережные Невы, он утвердил проект ограды Летнего сада, раз- работанный Ю. М. Фельтеном, при его непосредственном участии началось сооружение легендарного конного памятника Петру I – Медного всадника, не говоря уже о специально выбранных и выкупленных в казну зданиях для воспитательных домов, девичьих институтов и пансионов. Вплоть до нашего времени эти сооружения северной столицы хранят теп- ло заботливого попечения И. И. Бецкого. Поэтому совершенно неслучайным было решение поставить его бюст во дворе Петербургского воспитательного дома на Мойке спустя 100 лет после его открытия и почти через 80 лет после смерти Бецкого. Добрая память живёт долго. Жива она до сих пор. В 1762 г. по указу Екатерины была учреждена комиссия по реформиро- ванию системы народного просвещения. В это время И. И. Бецкой был для императрицы огромным авторитетом в сфере образования. В 1764 г. он пред- ставил «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». Глав- ной целью образовательной реформы этого времени было воспитание свобод- ного гражданина, который, по замыслу составителей, должен войти в состав нарождавшегося тогда в России третьего сословия. За педагогическую осно- ву были взяты теории просветителей, и в первую очередь Руссо, а социаль- ную основу реформ должны были составить дети, оставшиеся без попечения родителей. Эту идею И. И. Бецкой взял из опыта Петра Великого, который в 1724 г. повелел обучать «незаконнорождённых детей искусствам разным в заведениях, специально для того устроенных в Москве и в других городах». Выпускники подобных заведений не относились ни к среде дворянства, ни к среде крепостного крестьянства, а соответственно, должны были составить средний класс. Екатерина и Бецкой спустя 40 лет такую социальную основу поддержали. «Императрица, верная идеям века Просвещения, верила в чудо перевоспитания людей с помощью доброты, знаний и примера, полагала, что образование нового класса свободных граждан возможно только “заново”, с чистого листа, в упорной работе с природой. В качестве такой человеческой глины выступали дети бедных родителей, сироты, а также отверженные об- ществом незаконнорождённые и подкидыши» 5 . Главным продуктом педагогических размышлений этого периода стали так называемые «воспитательные дома». Это были школы, находящиеся на полном государственном обеспечении. В них попадали дворянские сироты, незаконнорождённые отпрыски богатых родителей, младшие дети многодет- ных бедных дворян и т. д. Учащиеся воспитательных домов, как было записа-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=