Тульский краеведческий альманах №17 2020 г

237 Ä. À. Ðîìàíîâ. Êóäà âåäóò èñòîðèêî-êóëüòóðíûå íèòè îò êíèã Òóëüñêîé îáëàñòíîé íàó÷íîé áèáëèîòåêè общих комнатах – дортуарах на 9 человек; в быту им помогали приставленные к каждому дортуару дамы, за учёбой следили классные дамы. Вставали смо- лянки в 6 часов утра, умывались холодной водой из Невы, делали обязатель- ную зарядку на свежем воздухе. Уроков в день было по 6–8, свободное время посвящалось чтению и занятиям искусствами. Спать ложились в девять часов вечера. Температура в дортуарах не превышала 16 градусов, потому что зака- ливание организма считалось важным для здоровья. Воспитанницы делились на четыре возрастные группы: 6–8 лет, 9–12 лет, 13–15 лет, 16–18 лет. Каждая из них отличалась формой одежды и переч- нем изучаемых предметов. Самые младшие смолянки первого набора носили платья коричневого или вишневого цвета с белыми передниками (впослед- ствии эти платья стали кофейного цвета, почему маленьких смолянок назы- вали «кофейницами»), девочки постарше носили синие платья, следующая возрастная группа – голубые, а самые старшие – зелёные (при этом только у самых старших смолянок бальные платья были белыми) 2 . Изучение наук в Смольном начинали с Закона Божьего, русского языка, арифметики, ино- странных языков (французского, немецкого, итальянского), рисования, руко- делия, шитья, вышивания, музыки, танцев. Во второй группе добавлялись история, география и сведения о домашнем хозяйстве. В третьем возрасте названные предметы пополнялись опытной физикой, архитектурой, гераль- дикой, чтением исторических и нравоучительных книг. Завершалось обуче- ние повторением пройденного и овладением светскими манерами, этикетом и правилами учтивости. Девочки старшего возраста ежедневно по очереди обучали самых младших воспитанниц. С 13 лет смолянки принимали участие в придворных приёмах, празднествах, спектаклях; они должны были укра- шать собой великосветское общество. Главными достоинствами смолянок, которые прописывались в Уста- ве заведения, должны были стать образованность, опрятность и учтивость. В достижении этого им помогали дамы-воспитательницы, классные дамы и учителя. До 1783 г. преподавание большинства предметов велось на фран- цузском языке. Его осуществляли более 20 преподавательниц (преимущест- венно иностранок по происхождению). Им на смену с середины 1780-х гг. пришли в основном русские учителя. После реформы обучения, санкциони- рованной Екатериной II, преподавание было переведено на русский язык. С этого времени, после «введения более рациональной в дидактическом отно- шении системы обучения», значительно повысился уровень учебно-воспита- тельного дела и улучшился состав преподавателей 3 . Огромную роль в воспитании и образовании смолянок, по замыслу Бецко- го и Екатерины II, призваны были играть самостоятельные занятия, главным из которых считалось чтение. Императрица подарила Смольному богатую библиотеку исторических и философских книг, которую регулярно пополня- ла. Девушки вели между собой беседы о прочитанном, которые охотно поддер- живала и часто бывавшая в Смольном Екатерина. Именно поэтому книги Глафиры Ивановны Алымовой из Тульской област- ной библиотеки представляются сегодня не просто раритетными изданиями, а символами педагогической системы института благородных девиц. Вду- маемся: девушки рассматривали гравюры по наукам, свободным и механи- ческим искусствам с объяснениями и читали «Энциклопедию наук, искусств и ремёсел»!

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=