Тульский краеведческий альманах №17 2020 г

229 это скорее соединение бытового жанра с городским пейзажем: дети играют во дворе, мамы влекут за собой по дорожке своих чад, граждане ожидают на остановке транспорт… Но всё это происходит в каждодневном архитектурном окружении пятиэтажек, девятиэтажек, бескрайних бетонных стен и бесконеч- ных рядов окон. Безрадостность бытия в спальных районах, характерная – увы! – не только для Тулы! Впрочем, образец совершенно иного по настроению симбиоза бытового жанра и городского пейзажа демонстрирует Оксана Кагальникова. Она ра- ботает в стиле так называемого скетча (sketch – набросок). У неё также люди живут в городской среде, гуляют, что-то покупают в магазинах и на развалах, преодолевают сугробы или лужи. И далеко не всегда Оксана детально прори- совывает место, в котором происходит событие. Иногда она просто намечает городское пространство в листе. Но в целом её работы несут такой весёлый и добродушный характер, что фон не важен. А если Кагальникова в качестве темы выбирает именно городской пейзаж, то изображённые места вполне уз- наваемы: кремль, старинные дома, кварталы. Но и в таких городских пейза- жах она изображает забавные уличные сценки. Изображение Тулы в рисунках Лены Лузгиной также не самоцель. Лену интересуют проблемы взаимоотношений плоского листа бумаги, на котором она рисует, и пространства, которое изображает; сочетания линии и пятен, движения и статики. Изображая конкретный тульский вид, Лузгина не про- сто решает эти профессиональные задачи, но создает эмоционально напря- жённый пейзаж. Возможно потому, что вводит в чёрно-белое произведение цветовое пятно. Новое столетие ещё стремительнее и нетерпеливее, чем прошедший ХХ век. Всё меньшее количество людей в состоянии остановиться, чтобы при- стально вглядеться в окружающий мир, понять свое место в нём. Что касает- ся изобразительного искусства, то в пейзажном жанре наблюдается кризис. Новые технологии создают ощущение лёгкости и чёткости отражения всего, что человека окружает. Но фотография, раскрашенная с помощью графиче- ских компьютерных программ или даже вручную, – всего лишь фотография. Искусство же, в первую очередь, – это стремление к размышлению, попытка понять и расшифровать мир, внутренняя необходимость поделиться своими чувствами, мыслями, своим мировидением. Тульские пейзажи, создаваемые современными художниками, выражают в основном ностальгию по старинному тихому городу, классической русской провинции, воспевают старину, ту, которая осталась в произведениях Чехова, Успенского, Вересаева, Толстого, Сухово-Кобылина... Ну не изображают ни живописцы, ни графики громадьё современных человейников, микрорайоны и стеклянно-бетонные здания ТРЦ! Наверное, потому, что художники острее чувствуют, что красиво, а что нет. И в их беспафосных произведениях любовь к родному городу выявляется значительно сильнее и откровеннее, чем в ка- ком-либо плакатном патриотизме. È. Ã. Êîâøàðü. Ãîðîä Òóëà â èçîáðàçèòåëüíîì èñêóññòâå XVIII–XX âåêîâ

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=