Тульский краеведческий альманах №17 2020 г

227 È. Ã. Êîâøàðü. Ãîðîä Òóëà â èçîáðàçèòåëüíîì èñêóññòâå XVIII–XX âåêîâ 1970-х, где отражает застройку центральных улиц города – Советской, Крас- ноармейской (да, тогда ещё улицы, а не проспекта), Лейтейзена. Название одной из этих работ отражает общую идею этой серии пейзажей – «Старая и новая Тула». Отдельно хочется отметить автора, запечатлевшего замечательные памят- ники городского зодчества. Станислав Дмитриевич Ошевский (1937–2007), хотя и не являлся профессиональным художником (он был журналистом, историком и краеведом), оставил нам изображения деревянной архитекту- ры Тулы, тех домишек, которые пренебрежительно считали примитивом и гнильём 6 . Ошевский спас их для исторической памяти в своих этюдах, и теперь мы восхищаемся красотой и незаурядностью утраченного. Станис- лав Дмитриевич ходил по городу и писал старые деревянные домики, при- влекавшие его своей уникальностью и оригинальностью. Позже эти этюды были опубликованы в книге «Тула деревянная». В ней автор живописных произведений и текста продолжил традицию XIX века, начатую Н. Ф. Анд- реевым, – текст является сопровождением для репродукций с видами горо- да. Сами же работы С. Д. Ошевского время от времени можно увидеть на ка- ких-либо тульских выставках. В последние два десятилетия ХХ века Туле везёт на пейзажистов 7 . Мно- гие тульские художники изображают свой город и в живописи, и в графи- ке. Конечно, у каждого автора свои предпочтения, свой творческий почерк, свое видение мира и отечества. Тем не менее тульские пейзажи этого периода можно разделить всего на две категории, независимо от их внутренней идеи. К первой категории относятся произведения с изображением достоприме- чательных мест, узнаваемых, служащих визитной карточкой города (С. В. Ку- тяков, Ю. Л. Козловцев, М. С. Шейнин, И. К. Кобяков). В работах этого толка заключено любование городом, его характерными видами, стремление запе- чатлеть детали и целое. Другая категория – это пейзажи, там, где художник видит родной город, наполненный воспоминаниями поколений, по-провинциальному тихий и уют- ный, стремящийся сохранить историю, но вынужденный уступать прогрессу. Пейзажи могут быть выполнены в разных техниках, живописные и графи- ческие. Например, Владимир Голубов (1952 г. р.) пишет маслом кварталы А. М. Глушаков. Сочельник. Из серии «Тульский альбом». 1996

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=