Тульский краеведческий альманах №17 2020 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 17 • 2020 24 их родине. Например, здесь особенно почитали св. Георгия, «на стенах не- которых церквей и крепостных башен были размещены его рельефные над- вратные изображения… Ещё долгие годы после захвата Крыма турками на старых стенах церквей и крепостей находились такие изображения» 20 . Такие детали имеют большое значение, поскольку «фряжское влияние» проявило себя в дальнейшем в Московии в различного рода художествах 21 . Останавливала тяжесть дороги: «Одному Всевышнему Богу известно, до чего трудны и узки здешние дороги: мы, проезжая по разным дорогам от своей страны до сих мест, не встречали таких затруднений и таких непроходимых путей, как здешние, от которых бы поседели и младенцы. Рассказать не то что видеть собственными глазами: густота деревьев в лесах такова, что земля не видит солнца…Дожди не переставали лить на нас, вследствие чего все дороги были покрыты водой: на них образовались ручьи, реки и непролазная грязь. Поперёк узкой дороги падали деревья, которые были так велики, что никто не в силах был их разрубить или отнять прочь; когда подъезжали повозки, то колеса их поднимались на эти деревья и потом падали с такой силой, что у нас в животе разрывались внутренности. Мы добирались к вечеру не ина- че, как мёртвые от усталости, ибо одинаково терпели и ехавшие в экипаже, и всадники, и пешие» 22 . И непонятность для европейца русских обычаев также не способствова- ла привлекательности образа «варварской Московии» в глазах иностранцев: «Русские почти во всех своих действиях отличаются от других народов. В на- ших часах стрелка ходит по циферному кругу, в русских, напротив, вертится циферный круг. Русские стоят во время молитвы… Они считают за грех брить бороду. Они едят свинину охотнее всего... предпочитают рожь пшенице… Они считают мили свои не сотнями, а девяностами. Новый год начинается у них с 1 сентября. От сотворения мира считают они с лишком 7060 лет. Они пишут на коленях, хотя бы и стол стоял пред ними. Они шьют, обратя к себе иголку острием, и продевают её средним пальцем... В знак удивления или недоверия они не пожимают плечами, а качают головой от одного плеча к другому. Даже их речи и ударения не сходны с другими народами…» 23 . И всё-таки, несмотря на сложности дороги и оторванность Московского го- сударства от европейской культуры, желающие поехать за тридевять земель находились. В начале последнего десятилетия XV в. Москва — важный центр приложения сил итальянских мастеров вне их родины 24 . Это можно объяс- нить глубоким политическим кризисом, охватившим Италию после француз- ского завоевания в конце XV в. и обострившимся до крайних пределов в ре- зультате падения республики во Флоренции, разгрома Рима войсками Карла V и наступления католической реакции; стремлением к утверждению личной самостоятельности и высокой социальной роли, характерным для сознания художников Возрождения. Одним из путей личного освобождения художни- ка было поступление на службу к могущественному патрону, что часто было связано с отъездом из родного города, а с ростом числа европейских дворов, претендующих на роскошь, – и с отъездом из родной страны. Тем не менее выезд в другой город или за рубеж открывал перед художниками возмож- ность вырваться из рутинной обстановки, а иногда подняться на высокую со- циальную ступень. Это, конечно, достигалось в единичных случаях, но всё же мы располагаем свидетельствами очень высокой оценки личности худож- никавне его родной страны или города, нарушающей традиционную социаль-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=