Тульский краеведческий альманах №17 2020 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 17 • 2020 226 Будущий народный художник СССР, лауреат пяти Сталинских, Государст- венной, Ленинской премий, Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репи- на, Герой Социалистического труда, член прославленного творческого союза Кукрыниксы уже в юности проявил свои способности к творчеству. В 1921 г. он был принят во ВХУТЕМАС, затем окончил аспирантуру у П. П. Кончалов- ского, ещё в студенческие времена начал рисовать для журналов, встретил своих единомышленников-друзей М. В. Куприянова и Н. А. Соколова, создал тысячи и тысячи произведений. На исходе своей долгой, наполненной твор- чеством жизни Порфирий Никитич передал Тульскому музею изобразитель- ных искусств около тысячи своих произведений. Его дар хранится в филиа- ле объединения «Историко-краеведческий и художественный музей» – музее П. Н. Крылова. Среди картин, подаренных городу, некоторое количество этюдов – виды Тулы разных лет. Уже покинув родной город, П. Н. Крылов часто посещал Тулу, навещал родителей. Его этюды, сделанные в родных краях, словно от- дых от грандиозных свершений, – небольшие, камерные по звучанию этюды, чаще акварельные (см. цветную вклейку). Он пишет улицы, дворики, в боль- шинстве случаев – округу родительского дома в Чулкове. Эти этюды – как память о юности – полны любовного, чуть ностальгического чувства. Суровые сороковые годы не способствовали дальнейшему развитию ли- рики в советском искусстве. Но благодаря суровости активно развивался ме- тод социалистического реализма, насаждавшийся официальной идеологией. По сути, соцреализм допускал только две темы в искусстве: воспевание под- вига в войне и подвига в труде. При таких требованиях творцам трудно было оставаться искренними. Развивался эзопов язык, и зачастую идеологически выверенный сюжет был единственной возможностью писать картины на же- лаемую тему. Впрочем, тотальный контроль партии не отменял профессиона- лизм и талант создателей. В картине «Митинг на пл. Челюскинцев. Вручение Тульской области ордена Ленина» (1959) заслуженного художника РСФСР Н. И. Ковтуновой трудно определить жанр – историко-революционный, быто- вой или все-таки городской пейзаж (см. цветную вклейку). Похожий характер носит и произведение Б. И. Вагина «Праздник в Туле», но это явно городской пейзаж. Хотя всё не так просто, как кажется с первого взгляда. Радостное на- строение праздника, заданное названием, реализуется в картине сильными сочетаниями охристых, желтых и оранжевых цветов. И конкретный город- ской пейзаж, изображающий стены и соборы кремля, превращается в картину яркой, солнечной, радостной весны (см. цветную вклейку). Эмоциональность пейзажа – это вообще присуще русскому искусству. Еще один тульский пей- заж Вагина – «Дни и ночи обороны Тулы» (1980), – это словно сурово-тревож- ный портрет города, так узнаваем и так насыщен чувством! Любопытно, что в эпоху социалистического реализма 1930–1970-х гг. жанр индустриального пейзажа не получает в Туле заметного развития. Это стран- но, ведь такие выразительные сооружения, как Косогорский металлургиче- ский комбинат, «Тулачермет», да и комплекс сооружений оружейного завода вполне живописны. Но что поделаешь, Тула – город режимных предприятий, запрещённых к изображениям. Однако тема социалистического строительст- ва всё-таки нашла своё отражение в творчестве заслуженного художника РСФСР А. И. Пенькова (1905–1994). Автор портретов, жанровых произведе- ний и ландшафтных пейзажей оставил нам ряд видов Тулы конца 1950-х –

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=