Тульский краеведческий альманах №17 2020 г
225 È. Ã. Êîâøàðü. Ãîðîä Òóëà â èçîáðàçèòåëüíîì èñêóññòâå XVIII–XX âåêîâ меньше оценено по заслугам. Самой известной его работой является картина, точнее, два варианта одной картины, именуемой «Ломовские ворота» (1934). Сра- зу оговоримся, что название неверное. Действие, показанное на картине, проис- ходит в середине XVIII в., в то время усадьба, самая роскошная в городе, была построена в стиле барокко богатейшими тульскими купцами отцом и сыном Ли- венцовыми. «Ломовскими» усадьба и ворота стали называться ближе к середине XIX в., после того как стали принадлежать семейству купца Василия Ломова. В. Ф. Гильберт выступает как автор архитектурно-исторической рекон- струкции. В двух вариантах картины он изображает два варианта решения великолепного здания, самого большого и пышного по художественному ре- шению в Туле XVIII в., а ныне ободранного и рассыпающегося. Что касается ворот, то художник видел их почти в том же виде, что и мы сейчас, в 1934 г. их исторический вид воссоздать было не сложно. Так же, как и купола Кресто- воздвиженской церкви, ныне утраченной. Это произведение охотно тиражи- ровали в календарях, журналах, прочей полиграфической продукции. Сюжет отвечал социально-идеологическому заказу: роскошный купеческий (дворян- ский?) выезд из роскошных ворот роскошного дома и в противопоставление ему – сгорбленные, сжавшиеся фигурки побирушек. Но, как ни странно, се- годня небольшая картина Гильберта приобрела иное звучание: как же допус- тили мы, чтобы столь прекрасный архитектурный ансамбль, находящийся в двух шагах от кремля, превратился в руину? (см. цветную вклейку). В первые годы после Октябрьской революции активным преподавани- ем изобразительного искусства в Туле занимался не только В. Ф. Гильберт. С 1918 г. в Туле работал Григорий Михайлович Шегаль (1889–1956). На волне энтузиазма первых послереволюционных лет он создаёт заводскую изостудию Пролеткульта («Пролетарской культуры»; одно время изостудия называлась «Заря Просвещения»), а также Художественно-промышленный техникум. Шегаль и его друг-художник П. Д. Покаржевский (1889–1968) яв- лялись членами комиссии по сбору и учету художественных ценностей Туль- ского края. Собранные и учтённые ценности передавались ими в Тульский историко-художественный музей, а вот свои некоторые работы, как и работы своих студентов, они передавали в Музей живописной культуры при Туль- ском художественно-промышленном техникуме. Именно к этому периоду от- носится небольшой пейзаж П. Д. Покаржевского под названием «Тульский дворик» (1919). Такие дворики до сих пор существуют в историческом центре Тулы. Изображённый дворик настолько типичен, что люди, живущие на раз- ных улицах, утверждают, что на полотне – именно их дворик! К сожалению, с уничтожением исторической застройки в центре города такие дворики исче- зают у нас на глазах. Ныне это произведение экспонируется в залах Тульского музея изобра- зительных искусств (см. цветную вклейку). А вот работы, помещённые в 1920-х гг. в Музей живописной культуры, увидеть сложно. Хранящиеся так- же в ТМИИ работы учеников художественно-промышленного техникума на- ходятся в запасниках и не экспонируются 5 . Тем не менее они представляют определённый интерес, например «Вид на Казанскую церковь» А. П. Ларчева (1922) (см. цветную вклейку). Одним из учеников Шегаля и Покаржевского был молодой подмастерье- оружейник, житель Чулковской слободы Порфирий Крылов (1902–1990). Он посещал заводскую изостудию «Заря Просвещения», занимался у Г. М. Шегаля.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=