Тульский краеведческий альманах №17 2020 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 17 • 2020 224 Они отрицали как академизм, так и реализм, сюжет для них не существовал, а главным в картине они считали «жизнь цвета и формы». Аристарх Лентулов (1882–1943), виднейший представитель «Бубнового валета», посещал Тулу неоднократно. Возможно, он приезжал с другом и еди- номышленником Василием Рождественским. В экспозиции Тульского музея изобразительных искусств находится пейзаж А. Лентулова «Закат солнца», написанный в 1915 г., в период творческого подъёма художника. Название картины очень общее, даже обезличенное, а ведь это тульский пейзаж. Ча- стично его можно узнать и сегодня, стоя на Зареченском мосту спиной к ору- жейному заводу. Отчетливо читается стрелка у слияния двух рукавов Упы, заводы слева, железнодорожный мост через реку, силуэты зареченских хра- мов: колокольни церкви Георгия-на-Хопре (не сохранилась), Вознесенского храма и колокольни Николо-Зарецкой (Демидовской) церкви. Конечно, в на- туре угол панорамы значительно шире, но на то автор и художник, чтобы исправлять в картине несовершенную действительность. До нас дошли воспо- минания одного из учеников Лентулова о манере мастера писать этюды: «Он начинал с мазков и пятен разной величины, совершенно, на первый взгляд, не связанных с натурой, которые он накладывал по всему холсту… все цве- та были напряжены. Это были сильные, звучные, резкие краски…». А ведь именно так можно охарактеризовать этот пейзаж – резкие, звучные краски, рождающие картину с эффектной передачей закатного освещения (см. цвет- ную вклейку). Послереволюционный период творчества Лентулова характеризуется ак- тивными поисками новой манеры живописи. Аристарх Васильевич в зна- чительной степени отходит от принципов «Бубнового валета». Он много преподает во ВХУТЕМАСе, Институте художественной культуры, с 1937 г. он – профессор Художественного института им. В. И. Сурикова. Вместе со сту- дентами, иногда один, он много работает на пленэре, ездит по Подмосковью, по стране. 1931 годом датируется полотно «Кремль. Тула». Это всего лишь этюд, но какой выразительный! Мощь стен и куполов, плотный цвет кирпича и белого камня, насыщенный, материальный цвет! И при этом трудно сказать, что это реалистическая живопись. Лентулов остался верен цвету как основной характеристике формы, принципиально отказываясь от проработки деталей. На рубеже XIX–XX вв. в Туле бурлит художественная жизнь. Как никог- да масштабно в городе ведётся образование – рисунок, а порою и живопись преподаются в самых различных учебных заведениях: классической мужской гимназии, ремесленном и железнодорожном училищах, ремесленной школе оружейного завода. В 1903 г. было организовано художественно-промыш- ленное училище, в котором мальчиков обучали художественной ковке и со- ответственно рисунку. Именно благодаря этому училищу Тула украсилась решётками в стиле модерн: дом Гречихина на Посольской ул., мужской Дво- рянский пансион-приют, особняк Ермолаевых-Зверевых на Киевской ул.; до сих пор сохранились некоторые могильные ограды на Всехсвятском клад- бище. Во всех этих учебных заведениях преподавал рисунок и живопись замечательный художник и педагог Василий Фомич Гильберт (1874–1938). Выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, ученик И. И. Левитана и В. А. Серова, Гильберт жил в Туле с 1904 г. до самой своей трагической гибели в Тесницком лесу. Его творческое наследие, хранящееся в основном в Тульском музее изобразительных искусств, мало изучено и ещё

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=