Тульский краеведческий альманах №17 2020 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 17 • 2020 222 Императорское Высочество изволил любоваться на данный городом фейер- верк, которого огни отражались спокойными водами близ самого павильона протекающей Упы». С возведения павильона началось создание Нижнего (Верхний, расположенный у восточной стены кремля, к этому времени уже в общих формах сложился) кремлёвского сада с довольно широкой аллеей и рестораном. Этот сад превратился скоро в любимое место отдыха горожан. Справа изображены строения оружейного завода. А в центре литографии – прекрасный вид перспективы реки с Кривым мостом и силуэтами храмов. Из-за кремлевской стены выглядывает колокольня Успенского собора, пра- вее – Казанская церковь (разрушена в советские годы), далее церковь Флора и Лавра * с самой высокой в городе колокольней (колокольня также разруше- на в ХХ веке), Сретенская (Новоникитская) церковь (на её месте сейчас сквер с памятником С. И. Мосину), в самой глубине пространства, почти загорожен- ная строением, – Николо-Зарецкая (Демидовская) церковь. Как ни изменил- ся этот вид за полтора столетия, но он до сих пор узнаваем! 3 Шло время, поколения сменяли друг друга, жизнь в городе текла неспеш- но. Купеческий и промышленный город не рождал большого количества ху- дожников, да и учиться им в Туле было особо негде. Поэтому до изобретения и широкого распространения фотографии изображения города встречаются нечасто. Но в середине XIX века в живописи начинают меняться приоритеты. Потихоньку набирает силу реализм, и в первую очередь он проявляется в бы- товом жанре. А бытовой жанр зачастую активно осваивает пейзаж. В Государ- ственном Русском музее (Санкт-Петербург) находится полотно под названием «Балаганы в Туле на Святой неделе» (1873). Его автор, Андрей Андреевич Попов (1832–1896), – уроженец Тулы, сын местного живописца. В 1846 году был отдан учиться в Императорскую Академию художеств, в которой учился до 1858 г. Он показал себя успешным учеником: получил Малую золотую ме- даль, а через три года, в 1860 г. – Большую золотую медаль за картину «Склад чая на Нижегородской ярмарке». Попов – художник портретного и бытового Карл фон Шеле. Набережная Упы. 1856 * У Н. Ф. Андреева в «Описании видов города Тулы» эта церковь ошибочно идентифицируется как «Покровская, она же и Пятницкая, церковь». – Прим. ред.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=