Тульский краеведческий альманах №17 2020 г

23 Ломбардия с её столицей Миланом, правителями которого были герцоги Висконти, а потом Сфорца, была крупным культурным центром. Ломбардия и прежде славилась своими мастерами – строителями, работавшими в раз- ных странах. Во второй половине XV в. в Милане жили и работали выдающи- еся архитекторы Филарете (Антонио Аверлино), Браманте (Данато д’Анжело) и, наконец, гений Возрождения Леонардо да Винчи. Кроме того, менее из- вестны, но не менее талантливы были Микелоццо Микелоцци и Гуинифорте Солари, который вместе с сыном принимал участие в строительстве Милан- ского собора 15 . Кватроченто – эпоха в искусстве Возрождения – стало переломным этапом в культуре Венеции. Город украшался новыми дворцами, храмами и другими сооружениями. И здесь мастеров каменного дела хватало. Но не все стреми- лись покинуть солнечную Италию. И для этого были веские причины. Путь в Московию в те времена для чужеземцев был опасен и долог. Надо было перевалить через Альпы, пересечь немецкие земли и далее через Любек морем добираться до Риги или Колывани (Таллин), а оттуда дорога на Москву шла через Юрьев (Тарту), Псков и Новгород. Такой окружной путь объяснялся тем, что проезд через Польшу был за- труднён военными и дипломатическими осложнениями. Например, таким маршрутом ехала и будущая жена великого князя Ивана III – Софья. Можно было добраться и другой дорогой – из Венеции через балканские страны, в относительной близости от границ Порты и её вассального союзни- ка – Крымского ханства 16 . Относительная безопасность такого пути обеспе- чивалась мирными договорами между Москвой и Крымом: о мире и согласии договаривались между собой Иван III и Менгли-Гирей. Прибыть в Москву иностранцы могли и через генуэзские и венецианские торговые фактории, находившиеся в Крыму и определявшие путь, уже не- сколько веков связывающий Московию с Византией и странами Средизем- номорья. По нему привозили не только разнообразные диковинные товары, но и христианские святыни, византийские иконы и бесценные книги. Этим же путем прибывали византийские иконописцы и философы, а позднее – италь- янские мастера разных ремесел 17 . Выбор южного направления торговых, культурных и технических контак- тов Московского государства в то время был определён политикой западных соседей. Сохранились многочисленные данные об ограблении русских купцов на балтийском пути и многочисленных «пакостях», чинимых в Литве. Швед- ские правители в 1303 г. запретили ввозить в Новгород сталь и железо 18 . Ещё более нетерпимо относились к приезду в Московию специалистов разных про- фессий – «добрые наши соседи не пропускали через свои земли мастеров – на северной границе – немцы, на средней – Литовско-Польское государство, на юге – Валашские владетели» 19 . Поэтому южная дорога через венецианские и генуэзские торговые фактории практически была единственной для про- движения в Московское государство купцов и ремесленников. Северочерноморские фактории – Тана, Кафа, Сурож, а итальянцы их на- зывали Великими, – имели в то время столь огромное значение для Венеции и Генуи в торгово-экономическом отношении, что за два столетия четырежды становились причиной войн между ними. Стоит заметить, что эти прибреж- ные крепости-города являлись маленькими островками итальянской культу- ры. Жители факторий бережно хранили правила и традиции, принятые на Å. Ã. Çûêîâà. «Ïðåõèòðûå ìóðîëè»...

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=