Тульский краеведческий альманах №17 2020 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 17 • 2020 218 И. Г. Ковшарь Город Тула в изобразительном искусстве XVIII–XX веков Древний город Тула только лишь со строительством каменного кремля приобрёл стратегическое значение. По этой причине до XVI века он редко упо- минался в летописях и уж точно ни разу не был изображён ни в одной иллю- минированной рукописи средних веков. Когда же впервые была изображена оружейная столица в произведении искусства? И как в дальнейшее время она интересовала художников – мастеров городского пейзажа? Первое изображение Тулы не является произведением живописи или гра- фики. А если быть совсем точным, то это даже не изображение города, а всего лишь чертёж XVII века, на одном из фрагментов которого нарисована мно- гобашенная крепость с надписью «Город Тула». Чертёж был составлен для спорного земельного дела. А одним из первых художественных изображений Тулы стала гравюра Х.Пастухова 1801 г., выполненная по рисунку П. А. Болотова 1792 г. «Вид тульского кремля от оружейного завода». Павел Андреевич Болотов не был профессиональным художником, но обладал безусловными способностями к рисованию. Широко известны его гуаши, изображающие парк и архитектур- ные сооружения в Богородицке. Считается, что ряд этих гуашей П. А. Болотов делал в соавторстве с отцом, известным учёным-энциклопедистом, создате- лем знаменитого Богородицкого парка А. Т. Болотовым. Безусловно, талант к изобразительному искусству был у них в роду: внук Павла Андреевича и, соответственно, правнук Андрея Тимофеевича, Дмитрий Михайлович Боло- тов (1837–1907) учился в Императорской Академии художеств, заявил о себе как даровитый художник; приняв в Оптиной пустыни постриг под именем о. Даниила, оставил о себе память как церковный живописец и иконописец. Фрагмент чертежа спорных земель между Фуниковыми и князьями Львовыми в стане Старое Городище Тульского уезда. 1686/87 г. РГАДА. Ф. 383. Оп. 1. Ед. хр. 121.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=