Тульский краеведческий альманах №17 2020 г

205 использовались материалы «устной истории» – аудиозаписи интервью тех людей, что когда-то учились у Стечкина или работали с ним. Автор выра- жает глубокую признательность студентке исторического факультета Поли- не Пищугиной в проведении этих интервью и сборе материалов о жизни О. Я. Стечкина. Первая странность заключается в том, что Олег Яковлевич преподавал философию. В советских вузах эта наука была, пожалуй, самым схоластиче- ским и формализованным предметом. В этом отношении её обгонял толь- ко научный коммунизм. Преподавание строилось по типу катехизиса, когда все вопросы и ответы уже известны и требуют только запоминания. Мало кто из преподавателей философии решался выходить за рамки предписанного и дозволенного. Стечкин был совсем другим. Он проводил лекции, свобод- но передвигаясь по аудитории, без заготовленных конспектов и текстов, ведя постоянный диалог со студентами, которые могли высказывать свои мысли и формулировать аргументы без опасения подвергнуться осуждению или на- казанию. Это был своеобразный и редкий талант. Вспоминает ЕкатеринаЮрьевна Ромашина – декан факультета искусств, социальных и гуманитарных наук, профессор, доктор педагогических наук. Лозунгом этого человека может служить выражение «Имейте муже- ство пользоваться собственным умом», потому что Олег Яковлевич, препо- давая философию, в первую очередь и призывал именно к этому. Он не столь- ко учил философии как научной дисциплине, сколько философствованию как образу мысли, заставляя задавать вопросы себе, окружающему миру, пространству, понимать, вникать в причинно-следственные связи вещей и явлений. И мне кажется, для него было гораздо более значимым то, как мы думаем, нежели то, что мы помним. Анализ и сомнение для него были важнее, чем факты и имена. Семинарские занятия проходили весьма необычно. Так не делал никто из преподавателей, а он не боялся. На семинаре объявлялась следующая тема и задавался вопрос: «Кто из студентов будет готовиться к семинару в качестве преподавателя?». На каждой паре какой-то студент выступал в роли педагога, а Олег Яковлевич садился сзади. Учащийся занимал кафедру и самостоятельно придумывал вопросы, применял методические ходы, ино- гда проводил игры. Последние полчаса посвящались «разбору полетов», при- чём анализу подвергалась как содержательная, так и методическая сто- рона занятия. Это было очень важно и полезно. Именно тогда я начала осознавать, что лучший способ разобраться в какой-то проблеме – это объ- яснить ее другим 2 . Елена Викторовна Симонова, доктор исторических наук и профессор ка- федры истории и археологии, тоже подчеркивает индивидуальную педагоги- ческую манеру Стечкина. Олег Яковлевич обладал тонким чувством юмора, был человеком ин- теллигентным и спокойным, но при этом строгим, поскольку очень от- ветственно подходил к занятиям. У него был особенный педагогический подход. Подобного мне не приходилось видеть никогда позже – ни во время учёбы, ни во время работы. Философия – сложный предмет, включающий в себя множество абстрактных умозрительных терминов. При подготовке к семинарам, бывало, читаешь литературу и волнуешься, вдруг чего-то не поймёшь, что-то упустишь. Срабатывала школьная привычка к зубрёжке, Ò. À. Âîëîäèíà. Îëåã ßêîâëåâè÷ Ñòå÷êèí: ïàìÿòè ñîëäàòà, ó÷èòåëÿ, ÷åëîâåêà

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=