Тульский краеведческий альманах №17 2020 г
21 ны почти все ремёсла, в том числе прекратились почти все работы с камнем… Техника и знания строительства из камня были утрачены» 5 . В данной ситуации авторитет иностранных специалистов – каменщиков, литейщиков, оружейников – на Руси был огромен. Как правило, они выступа- ли не только как архитекторы, носители технических знаний, но и «организа- торы строительного производства в не известных… до того масштабах» 6 . Общеизвестный факт: начало грандиозному строительству на Руси под ру- ководством итальянских архитекторов положило приглашение в 1475 г. из Бо- лоньи прославленного «прехитрого муроля» (муроль – так на Руси называли архитекторов, строителей из камня), мастера «каменосечной хитрости» Ари- стотеля Фиорованти. Вот как об этом рассказывает, опираясь на летописные источники, прославленный историк Москвы И. Е. Забелин: «Великий князь (Иван III. – Е. З .) решил наконец послать за мастером в Венецию… Туда был отправлен послом Семён Толбузин с поручением отыскивать мастера церков- ного… Возвратившись в Москву, Толбузин рассказывал, что много там у них мастеров, да ни один не пожелал ехать на Русь, и только один согласился, и порядился с ним давать по 10 рублей на месяц. Его звали Аристотелем ради хитрости его художества». Этот знаменитый в Италии муроль, которого венецианский правитель никак не хотел отпускать на Русь, «ставил церкви и полаты, также и пушечник он нарочит лити их и бити из них, и колоколы и иное все лити хитр вельми» 7 . Справедливости ради заметим, что Аристотель это не прозвище, а соб- ственное имя архитектора 8 . Этот прославленный болонский зодчий обладал колоссальными знани- ями и опытом в области возведения мостов и плотин, перемещения башен, в реконструкции и строительстве фортификаций, приобретёнными за годы работы в Ломбардии, Венеции, Флоренции, Милане и Риме. Вспомним хотя бы несколько его работ. В 1455 г. с помощью механизмов собственного изобре- тения он сумел передвинуть на 13 метров (без единого повреждения!) коло- кольню с колоколами церкви Санта Мария Манджоре (1315 г.). В 1456–1557 гг. строил городские стены в Болонье. В 1458 г. чинил арки древнего моста на реке Тичино в Павии. В 1459 г. начал работы по сооружению канала в Парме, а через два года строил крепостную стену в этом же городе и канал в Кремоне. И таких примеров множество 9 . Его современниками были прославленные мастера эпохи Возрождения – Леон Батиста Альберти, Филиппо Брунелески, Филарете (Антонио Аверлино). Последний в своем знаменитом «Трактате об архитектуре» неоднократно отме- чал мастерство Аристотеля. Филарете сыграл в судьбе Аристотеля Фиорованти большую роль. На протяжении долгого времени они работали вместе: среди совместных проектов можно вспомнить реконструкцию замка Милана, восста- новительные работы на укреплениях Болоньи и в палаццо дель Подеста. Нет сомнения в том, что именно Аристотель стал создателем единой про- граммы строительства крепости Москвы, «генеральным проектировщиком новой цитадели», с учётом не только конструктивно-планировочного решения всего проекта, но конструктивного подхода к реализации гидротехнических задач 10 . В то время в Москве не было ни одного специалиста, одновремен- но обладавшего основательными познаниями в области военно-инженерного искусства, прикладной механики, высокой квалификацией «крепостных дел мастера» и инженера-гидростроителя 11 . Å. Ã. Çûêîâà. «Ïðåõèòðûå ìóðîëè»...
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=