Тульский краеведческий альманах №17 2020 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 17 • 2020 190 бога, вы достигнете высшей радости и истины. Это самое главное и первое для человека, всё остальное – второстепенное и форма. Даёт ли это нужное наша школа? Наша школа – скверная кухня, где готовят скверные кушанья. И са- мый важный предмет, говорящий о религии, – закон божий, кажется, самое дурное кушанье в этой кухне. Вместо того, чтобы давать знания и мысли лучших людей человечества: Конфуция, Будды, Христа, Сократа и т. д., – там извращённость и пустота. Математика, естественные науки – всё это хорошо. Вы можете быть инжене- рами, докторами, художниками, но нужно располагать предметы по степени их важности. Самого важного, самого нужного, без чего человек – не человек, часто нет. Теперь молодёжь идёт вслед за своими учителями учёными и жи- вет механической жизнью, жизнью без души, и идёт разруха. У человека нет святыни, нет бога, нет правды, которую бы он чувствовал всем нутром. Вы возьмите вот этого мужика (поперёк дороги возле телеги спал мужик, Лев Николаевич осторожно перешагнул через него), скажите ему, когда он при- мет причастие, чтобы он выплюнул это причастие в отхожее место, вы озолотите его – он этого не сделает. Я только что получил из Порт-Артура письмо от просто- го солдата. Он мне пишет, что ему убийства противны, вызывают ужас и омер- зение, он не может убивать даже врагов – японцев, он просит совета, не знает, что ему делать, его мучит сознание обязанности перед родиной и невозможность участвовать в убийстве. Только вот такое чувство и сознание божественности законов совести даёт человеку силу. Только оно даст отдельному человеку удов- летворение и спокойную радость, только оно прекратит общую человеческую вражду и разруху. Ни крайнее развитие науки и техники, ни измышления по- литиков и социалистов не прекратят этой разрухи. Политические выступления учащейся молодёжи только поддерживают вражду и развращают невинные юношеские души. И человек в своем развитии идёт назад, скотинеет». Вот что говорил Лев Николаевич, вернее так понято мною то, что он говорил. В суждениях Льва Николаевича не было категорического отрицания науки и искусства, как это обыкновенно представляют. Он часто обращал внимание только на то, чтобы располагать знания и формы проявления жиз- ни по степени важности. И на первый план выдвигал духовную сущность человека, требовал прежде всего проявления божественности, в нем зало- женной, любви, выполнения нравственных законов, требовал освобождения божественной души от материальных и механических пут, которые связыва- ют человека на земле. «Человек, – говорил он, – высшее творение на земле, потому-то он достиг высшей свободы. Камням, например, не присуще самостоятельное движе- ние, для них невозможна самопроизвольность. Растения уже не настолько инертны, животные не только произвольно движутся, но их психика может освобождать их от внешних давящих сил, и внешний мир им доступен для тусклого познания его и достижения некоторой гармонии с ним. Человек уже проявляет высшую свободу, более совершенную волю и способен достичь выс- шей гармонии в мировой жизни законом любви. Вся эта цепь развитий есть лишь стремление к богу, в этом весь смысл жизни. Цель жизни – в достиже- нии освобождения духа, и человек высшую радость получает, когда понимает и выполняет свое высокое назначение – проявление любви и единения». Когда говорит Лев Николаевич, всё лицо его светится тихою радостью, и чувствуется колоссальная напряжённость мысли, в то время, как он легко

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=