Тульский краеведческий альманах №17 2020 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 17 • 2020 168 и их число. Однако, исходя из того, что вознаграждение членов этого коллек- тива за труды составило сумму всего в 467 рублей 73 копеек, которые были «распределены между составителями книги пропорционально к количеству употреблённого ими труда» 66 , можно предположить, что их было немного. М. А. Соколов упоминает о «нескольких других преподавателях» 67 , очевидно, семинарских, сотрудничавших в этом деле с Малицким. Основным материалом для книги послужили церковно-приходские ле- тописи храмов Тульской епархии. Приходское летописание получило рас- пространение во многих епархиях России с середины XIX в. Занималось им приходское духовенство, внося в летописи «все выдающиеся события из об- щественной епархиальной и, главным образом, местной приходской жизни». Несмотря на то, что как исторический источник летописи зачастую не были самостоятельными и в значительной степени повторяли содержание клиро- вых ведомостей, метрических книг и других источников приходского делопро- изводства, ценность содержащихся в них в них сведений была велика. Кроме непосредственной пользы для дела пастырского душепопечения, церков- но-приходские летописи представляли собой «серьёзный и ценный материал для науки, за который от души поблагодарит потрудившихся над записью священнослужителей и историк, и археолог, и этнограф» 68 . Именно наличие этого источника и позволило комиссии под руководством П. И. Малицкого плодотворно завершить работу над книгой в краткие сроки. Следует особо отметить, что церковно-приходские летописи к настояще- му времени являются очень редким и крайне плохо сохранившимся истори- ческим источником, так как «в первые годы советской власти они не входили в перечни документов, подлежащих хранению в архивах». В Государствен- ном архиве Тульской области в фонде 256 «ОАФ Церкви Тульской губернии» представлены всего четыре церковные летописи. Помимо них «известны толь- ко три летописи по Тульской губернии: Никольского и Успенских приходов г. Епифани и села Кочаки Крапивенского уезда, которые сохранились в музей- ных собраниях, благодаря энтузиазму отдельных личностей» 69 . Таким образом, созданная П. И. Малицким и его сотрудниками книга «Приходы и церкви Туль- ской епархии» опосредованно сохранила для нашего времени такой почти утра- ченный ценный исторический источник, как церковно-приходские летописи. В качестве дополнения для написания использовалась и другие мате- риалы, очевидно, справочного характера, так как этот труд заключал в себе «кроме исторических сведений по части возникновения городов, приходов, церквей и монастырей Тульской епархии… сведения касательно топографи- ческого положения приходов, их расстояния от губернского и уездного городов и от станций железных дорог, их состава по деревням и количеству народона- селения, состава их причтов и постоянно доходных статей храмов и причтов» 70 . По своей структуре книга была составлена из нескольких неравных от- делов. Предваряло ее «Предисловие», очевидно, написанное ответственным за издание П.И. Малицким. Далее следовала историческая справка – «Крат- кие сведения о Тульской епархии». Затем – описание губернского центра и его приходов и церквей. После чего в алфавитном порядке следовали гла- вы, описывающие приходы и храмы уездов Тульской губернии. Далее – глава о монастырях и монастырских церквях. Завершал книгу географический ал- фавитный указатель. Первоначально планировалось снабдить издание гео- графической картой Тульской епархии. Работа в этом направлении была

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=