Тульский краеведческий альманах №17 2020 г

165 À. Ñ. Ãîðáà÷¸âà. «Ñâåòëûé îáðàç äîðîãîãî íàñòàâíèêà»: ïàìÿòè Ïàâëà Èâàíîâè÷à Ìàëèöêîãî (1851–1919) скими чувствами, всегда желал… добра в такой степени, в какой всякий отец желает его своим детям» 40 . Прекрасно владея предметом, П. И. Малицкий ориентировался в нём, по выражению М. А. Соколова, «как у себя в доме» 41 . Уже в 1880 г., всего спу- стя два года после начала педагогической деятельности, Павел Иванович из- дал учебник по истории Русской Церкви для V курса духовных семинарий 42 . В 1884 г. Малицкий представил в Учебный комитет при Святейшем Синоде «по поручению его составленную программу церковной истории и обличения русск[ого] раск[ола] для духовных семинар[ий]» 43 . Составленные П. И. Малицким в процессе преподавания церковной исто- рии учебные пособия не раз получали высокую оценку. Так, в 1890 г. Учеб- ный комитет при Святейшем Синоде одобрил для использования в качестве учебного пособия в духовных семинариях «три выпуска книги преподавателя Тульской духовной семинарии П. Малицкого под заглавием “Руководство по истории Русской Церкви. Выпуск I-й. Курс пятого класса духовных семина- рий (Тула, 1888 г.). Выпуск II-й и III-й. Курс шестого класса духовных семи- нарий (Москва, 1889 и 1890 г.)”» 44 . В 1910 г. тот же Учебный комитет постано- вил допустить книгу П. Малицкого «История христианской Церкви. Выпуск I. Первые три христианских века. Тула, 1909 г.» «в ученические библиотеки ду- ховных семинарий, женских епархиальных и духовного ведомства училищ» 45 . Популярностью пользовались и составленные П. И. Малицким в двух вы- пусках-частях «Уроки по истории Христианской Церкви» (выпуск I – «Общая церковная история» и выпуск II – «Русская церковная история»). Издававши- еся в 1910, 1912 и 1914 гг., они неоднократно одобрялись Учебным комитетом для пополнения библиотек второклассных и церковно-учительских школ 46 и для использования в качестве учебного руководства в средних учебных за- ведениях Министерства народного просвещения 47 . С 80-х гг. XIX в. знаком высочайшего признания в области науки и науч- ного просвещения в России стало присуждение премии имени митрополита Московского Макария (Булгакова, 1816–1882). Премия «носила универсаль- ный характер, стала одной из самых известных и престижных среди других академических конкурсов. По желанию учредителя денежные награды выда- вались за труды по наукам как богословским, так и светским» 48 . Точнее гово- ря, Макариевских премий было четыре. Одна присуждалась Академией наук, одна – Киевской духовной академией и две – Святейшим Синодом. Святей- ший Синод выдавал премии по двум направлениям – «за лучшие учебники по предметам, преподаваемым в духовных семинариях и училищах, а так- же за лучшие учебные пособия, соответствующие программам семинарского и училищного обучения» 49 и «за сочинения по предметам богословских наук и вообще духовного образования» 50 . По степени премии разделялись на пол- ные и половинные. Рецензированием богословских сочинений, участвовавших в конкурсе, занимался коллектив крупных и авторитетных ученых, пригла- шаемых для этого Учебным комитетом Синода. На основании составленных ими отзывов Святейший Синод и назначал премию по второму направлению. В 1898 г. в группу по рецензированию сочинений, поступивших на соис- кание премии митр. Макария «по предметам богословских наук и вообще духовного образования», Учебный комитет пригласил и «преподавателя Тульской духовной семинарии П.И.Малицкого» 51 . Семинарскому препода- вателю из Тулы довелось рецензировать «церковно-историческое сочинение

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=