Тульский краеведческий альманах №17 2020 г

159 À. Ñ. Ãîðáà÷¸âà. «Ñâåòëûé îáðàç äîðîãîãî íàñòàâíèêà»: ïàìÿòè Ïàâëà Èâàíîâè÷à Ìàëèöêîãî (1851–1919) богословского класса которой был его родственник. Однако методика препо- давания, господствовавшая тогда в духовных школах, сводившаяся к меха- ническому запоминанию и буквоедству, не благоприятствовала развитию са- мостоятельной мысли. Не способствовала учёбе и внешняя обстановка. Быт, одежда и питание воспитанников училища оставляли желать лучшего. Причиной тому были крайне недостаточные средства, отпускавшиеся на содержание духовных училищ. Отцы семейств, будучи сами крайне бедны, также не могли помочь своим сыновьям. В 1868 г. Павел Малицкий, «всё время занимавший в училищных спи- сках первое место» 16 , окончил училище и поступил в Тамбовскую духовную семинарию. В семинарии он сменил казённое училищное общежитие на так называемую квартиру. Это съёмное жилище обычно представляло собой избу. «В маленьких комнатах обитала целая колония учеников, потому что чем теснее жилось, тем дешевле была квартира» 17 . Павлу на протяжении всего семинарского курса довелось быть старшим в такой квартире. Почётным, но крайне тяжелым было это звание! «Квартирный инспектор» отвечал за по- допечных перед семинарским начальством и родителями. На его плечи ло- жилось не только поддержание порядка среди жильцов училищной кварти- ры и забота об их пропитании, но и помощь в учёбе. Сам ещё юноша, Павел с подлинно отеческой заботой и ответственностью относился к вверенным его попечению ученикам. Стараясь как можно меньше обременять своих родите- лей, он нанимался репетитором в семьи, давал частные уроки, «чтобы добыть в подспорье к бедному карману своего отца несколько рублей» 18 . Поступление П. Малицкого в семинарию почти совпало с реформой ду- ховно-учебных учреждений, значительно оживившей дело духовного образо- вания. По его словам, «с профессорских кафедр потекло живое слово препо- Тамбовская духовная семинария

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=