Тульский краеведческий альманах №16 2019 г

93 Ñ. Ï. Ãîðþøêèí. Òåàòðàëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü â Àëåêñèíå â êîíöå XIX – íà÷àëå XX â. цы, которые заканчивались в два или три часа ночи. В антрактах и на тан- цах играл духовой оркестр Алексинского добровольного пожарного общества (создано в 1899 г.), реже – струнный оркестр братьев Щедриных, изредка – приглашённые музыканты. На каждом спектакле в обязательном порядке был ответственный распорядитель, фамилия которого указывалась в афише. Как правило, это был один из постоянных членов Совета старшин Алексинс- кого общественного собрания или кто-то из организаторов спектакля. Танцевальные вечера, которые зачастую затягивались далеко за полночь, сопровождались различными играми, лотереями, конкурсами. В афишах нередко встречаются такие реплики: «По окончании спектакля танцы. Ко- тильон. Серпантин. Конфетти. Полная иллюминация. Оркестр военной музыки из 30 чел. под управлением г. Друкер» [18]; «По окончании спектак- ля имеет быть грандиозный танцевальный вечер. Конфетти, серпантин. Летучая почта. Кадриль-монстр с бесплатной раздачей всем танцующим сюрпризов. Состязание в танцах на призы. За лучшее исполнение вальса гг. танцующие получат призы (по присуждению публики): дама – флакон духов, кавалер – альбом с художественными открытыми письмами. Буфет с прохладительными напитками, фруктами, конфектами и т. п. по умерен- ным ценам» [93]; «По окончании спектакля танцы, бой конфетти, серпан- тин, “летучая почта”, цветы и т. д. Зал декорирован зеленью» [96]; «После спектакля танцы до 3-х ч. ночи. Серпантин, бой конфетти, летучая поч- та (poste d.amjur) и русские тройки в мазурке…. В 12 ½ ч. ночи состоится ужин по подписке с платой по 1 р. 50 к. с персоны» [125]. Кто именно и кем же были организаторы и активные участники алексин- ской театральной самодеятельности? Списки исполнителей ролей донесли до нас много имён, среди которых чиновники коронных учреждений – товарищ (за- меститель) уездного исправника (начальника полиции) В. Б. Брокер, начальник тюрьмыС.А.Казаринов,судебныйследовательС.К.Бруно;преподаватели учебных заведений – В. Ф. и Ф. И. Паладины, М. М. и А. М. Райские, А. А. и А. А. Спас- ские; служащие городского самоуправления –Ф. М. и Г. М. Золотарёвы; гласный (депутат) уездного земства – А. Н. Шебаров; член уездной земской управы – Д. Г. Артамонов; представители дворянских фамилий – Башкировы, Лавровы, Молчановы, Поливановы, Ремизовы, барон Эссен; священнических – Георгиевс- кие, Успенские, Христорождественские, Щедрины, Щедродаровы; купеческих – Азимовы, Булатовы, Горшковы, Щукины, Хотунцевы; мещанских – Баскаковы, Масловы, Смирновы, Снесаревы, Яковлевы; разночинной интеллигенции – врач Соловкин, нотариус Шебаров, аптекари Левкович, Залковский и многие другие. Полный список участников алексинской самодеятельности насчитывает более двухсот фамилий, в их числе супружеские пары, братья и сёстры и даже целые семьи с детьми. Безусловно, не все они были постоянными активными участниками постановок, но костяк истинных поклонников драматического ис- кусства был практически не изменен, а театральная самодеятельность – весьма распространённым увлечением горожан, коих в предреволюционные времена в Алексине насчитывалось около 6 тысяч человек. Очевидный размах и коммерческий успех театральной деятельности в Алек- сине был обусловлен рядом объективных факторов: наличием в городе само- деятельного коллектива любителей и сплочённой группы поклонников драма- тического искусства; присутствием в летние месяцы искушённой публики из числа московских, калужских и тульских дачников; существованием удобно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=