Тульский краеведческий альманах №16 2019 г

91 Ñ. Ï. Ãîðþøêèí. Òåàòðàëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü â Àëåêñèíå â êîíöå XIX – íà÷àëå XX â. в первом ряду и от 50 коп. до 30 коп. в последнем, входной билет без места стоил от 10 коп. на любительские спектакли и до 35 коп. – у антреприз. При этом в афишах особо оговаривалось, что «…лица, покупающие входные биле- ты, занимать места в рядах не могут без доплаты разницы в билетах» [63, 64, 65]. По тем временам для жителей провинциального города это были немалые и, наверное, совсем не лишние деньги. Достаточно высокая цена билетов на спектакли была обусловлена включе- нием в их стоимость обязательного сбора: «На основании Высочайше утверж- дённого 5-го мая 1892 г. мнения Государственного Совета и утверждённых 20-го августа 1892 г. Правил взимания сбора с публичных зрелищ и увеселе- ний со всех билетов взимается дополнительный благотворительный сбор в пользу Ведомства учреждений Императрицы Марии, оплачиваемый мар- ками оного, без коих билеты недействительны» [4 – 136]. А в годы Первой мировой войны к названному сбору добавился ещё и налог на войну – «цены местам со включением воен[ного] налога» [107]. Кроме того, большинство спектаклей предполагали сбор средств на бла- готворительные цели: «…в пользу бедных учеников Алексинского уездного училища» [1, 3]; «…на образование первоначального фонда для устройства городской библиотеки» [4]; «…в пользу усиления средств по организации по- движных игр» [9, 10, 18, 26]; «…в пользу земской публичной библиотеки» [12]; «…на открытие библиотеки и школы грамотности в Алексинской тюрьме» [14]; «…в пользу голодающих» [16]; «…в пользу Алексинского вольного пожар- ного общества» [21, 79]; «…в пользу библиотеки-читальни при Алексинском земстве» [22]; «…в пользу Красного Креста» [37]; «…в пользу чайной Алексин- ского Попечительства о народной трезвости» [46]; «…в пользу Алексинского попечительного о тюрьмах отделения» [66] и т. п. Чаще в афишах просто указывалось: «спектакль с благотворительною целью» или «цены местам со включением благотворительного сбора» без указания конкретной цели. Количество посадочных мест в используемых для спектаклей помещени- ях колебалось от 8 до 13 рядов, в среднем зрительская аудитория составляла порядка 100–150 человек в зимних закрытых помещениях и 200–250 – на лет- них площадках. Об этом свидетельствует справка от 2 июня 1908 г., послан- ная в театрально-статистическое и комиссионное бюро Русского театрального общества Алексинским общественным собранием, согласно которой в Алек- сине ему принадлежит: «Театр летний закрытый – расположен за городом в бору среди дач. Мест в партере 12 р. х 15 = 180. Галерея – стоять около 100 бил[етов]» 5 . Билеты на спектакли можно было приобрести заблаговременно. В этой связи в афишах упоминаются магазины Аникеевой, Горшковой, Карпачева, Маслова, Петерсона, Хотунцева, Щукина, аптеки Левковича и Залковского, буфет «М. Г. Соколова в д. Бенардаки», дом Золотарёва «на Радбуже», кассы клуба Общественного собрания и чайной попечительства о народной трез- вости, а также конкретные лица, среди которых С. Соловкин, П. Н. Звездич, А. Н. Меньшикова, Н. И. Щукин и другие. Для поддержания порядка во время спектаклей нередко в афишах встре- чаются примечания следующего содержания: «…покорнейше просят публику занимать места после 2-го звонка, чтобы не нарушить цельности впечат- ления» [76]; «…билеты просят сохранять до конца спектакля и предъявлять контролёрам при входе в зал» [80]; «…просят публику предъявлять билеты

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=