Тульский краеведческий альманах №16 2019 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 16 • 2019 86 С. П. Горюшкин Театральная деятельность в Алексине в конце XIX – начале XX в. Театральное дело в России в конце XIX в. представляло собой подобие пи- рамиды из нескольких уровней: столичного, губернского и уездного. В столи- цах господствовали репертуарные императорские театры: Большой и Малый в Москве, Александринский, Мариинский и Михайловский в Санкт-Петер- бурге. Содержались они на казённые средства, подчинялись Дирекции им- ператорских театров Министерства двора ЕИВ и имели монопольное право на представления в обеих столицах. В 1882 г. Александр III отменил моно- полию императорских театров. После чего в Петербурге и Москве создаются частные драматические театры Ф. А. Корша (1882 г.), А. С. Суворина (1895 г.), К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко (1898 г.), П. П. Гайдебу- рова (1905 г.), К. Н. Незлобина (1909 г.) и другие. В отличие от императорских театров, репертуар которых утверждался ди- рекцией, а актёры считались служащими на контракте и получали постоянное жалование, все частные театры были коммерческими антрепризами. Антрепри- за – форма организации театрального дела, при которой антрепренёр набирал для постановки спектаклей актёров по своему усмотрению. Антреприза была двух типов – контрактная, когда антрепренёр заключал договор с артистом на определённый срок, и партнёрская, когда группа артистов объединялась в то- варищество для совместной работы в летние сезоны на гастролях 1 . Театры большинства губернских городов не имели постоянных трупп, и их театральная деятельность сводилась в основном к контрактной антрепризе. Крупнейшими антрепренёрами того времени были К. Н. Незлобин, Н. Н. Си- нельщиков, Н. Н. Соловцов, Н. И. Собольщиков-Самарин 2 . Уездные города довольствовались самодеятельностью местных кружков любителей драматического искусства или эпизодическими наездами «бродя- чих» артистов. К началу XX в. в России насчитывалось около 60 стационарных театров в крупных городах и порядка 300 временных объединений артистов. Ежегодная сценическая деятельность постоянных театров делилась на два сезона: зимний, продолжавшийся с осени до весны, и летний, когда перед началом Великого поста императорские театры закрывались, а их артисты, заключив контракты с антрепренёрами, разъезжались на ангажементы и гас- троли в составе сборных трупп. Вся театральная деятельность, как артистов-профессионалов, так и любите- лей, строго регламентировалась. Пьесы в обязательном порядке цензурировались цензурным комитетом Главного управления по делам печати, труппы антреприз и товариществ регистрировались и отчитывались о своей финансово-хозяйствен- ной деятельности, афиши печатались с разрешения местного полицейского на- чальства. «Маскарады и драматические представления допускаются не иначе, как с разрешения местного полицейского начальства, причём на сцене дозволя- ется только постановка пьес, разрешённых драматическою цензурою при Глав- ном Управлении по делам печати и без всяких отступлений от дозволенных цензурою оригиналов… Афиши пьес, постановленных на сцене, должны быть своевременно высылаемы в Главное Управление по делам печати» 3 .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=