Тульский краеведческий альманах №16 2019 г

83 Ë. Í. Äçèãîâñêàÿ. «Îò ñèëüíîé äðàìû äî ë¸ãêîé êîìåäèè»: òóëüñêèé òåàòð XIX – íà÷àëà XX âåêà играли драму «Каин». В театре «Эрмитаж» шли концерты-паризьен. Расцени- вать концертно-театральную деятельную деятельность в Туле накануне вой- ны 1914 г. можно только с положительной стороны. На протяжении столетия – от 1818 г. до 1918 г. – формировались мышле- ние и эстетические потребности тульского общества: от развлечения – к раз- мышлению и сопереживанию. Люди творческой профессии внесли свой вклад в развитие культурного уровня современников. Но! Театр как храм искусства, как автономное здание построен не был. Проект музыкально-драматическо- го общества и князя Д. Оболенского не осуществился. Театр оставался «при- кладным» – к дворянскому клубу, к купеческому или мещанскому обществу, к Народному дому. Примечания 1 Тульский биографический словарь: В 2 т. Тула, 1996. Т. 1. С. 102. 2 Москвитянин: Учено-лит. журн. 1842.Ч. 1. Кн. 2. № 2. С. 475–497. 3 Экзерцир-гауз, экзерциргауз (устар.) – здание для строевого обучения солдат, кон- ный манеж. 4 «Милосердие Тита» (1752 г.) – опера на либретто драматурга Метастазио; автор – Глюк Кристоф Виллибальд (1714–1787), немецкий композитор, оперный реформатор, один из величайших мастеров эпохи классицизма. 5 Княжнин Яков Борисович (03.10.1742–14.01.1791), русский писатель и драматург, поэт, переводчик, член Российской академии (1783), представитель русского классициз- ма. Автор стихотворной комедии «Хвастун» (ок. 1785, опубл. в 1786), разоблачающей вы- скочек-вельмож (Русский биографический словарь: В 25 т. СПб.; М., 1896–1918). 6 Пономарёв Александр Ефимович (1765–17.09.1831), известный русский актёр. Свою артистическую деятельность начал в 1780-х гг., в провинции, в ролях пройдох и слуг, имел большой успех. Потом приехал в Москву, где поступил в труппу Медокса. Принят на казённую московскую сцену, а затем В. В. Капнист, заведовавший театром в Петер- бурге, пригласил его к себе. В его исполнении зрители видели не актёра в роли, а живые типы. На петербургской сцене А.. Е. Пономарёв пробыл более двадцати лет и еще в июне 1828 г. имя его встречается в афишах (Русский биографический словарь: В 25 т. СПб.; М., 1896–1918). 7 № 24051. Штат театральной дирекции. 28 дек. 1809 г. (ПСЗРИ. Т. 30). 8 ГУ ГАТО. Ф. 90. Оп. 1. Т. 30. Д. 23880. Л. 1; ПСЗРИ. Изд. 1. Т. 33. 1815–1816 гг. № 26207. 9 ГУ ГАТО. Ф. 51. Оп. 9. Д. 3170. Л. 1–2. 10 Русский архив. 1898. № 12. С. 547–549. 11 Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии – вы- сший орган политической полиции Российской империи в правление Николая I и Алек- сандра II (с 1826 по 1880 г.). Занималось надзором за политически неблагонадёжными лицами и сыском. Исполнительным органом Третьего отделения был Отдельный кор- пус жандармов. Во главе отделения стоял управляющий (так называемый шеф жандар- мов). По своему значению отделения императорской канцелярии приравнивались к ми- нистерствам. 12 ГУ ГАТО. Ф. 90. Оп. 1. Т. 8. Д. 7352. Л. 1. 13 Там же. Л. 17–20. 14 ГУ ГАТО. Ф. 90. Оп. 1. Т. 8. Д. 8474. Л. 4–5. 15 Пётр Алексеевич Соколов (? – ок. 1865) – российский антрепренёр, театраль- ный актёр и театральный режиссёр. С 1829 г. самостоятельно организовал антрепризу в Воронеже (1829), Тамбове, Саратове, Симбирске (1829–1833), Казани (1833–1842), Уфе (1842–1843). Труппа набиралась главным образом из крепостных, причём Соколов сам занимался их обучением; также в антрепризу приглашались и столичные актёры. Так, в Казани у Соколова играли М. С. Щепкин и П. М. Садовский.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=