Тульский краеведческий альманах №16 2019 г
81 Ë. Í. Äçèãîâñêàÿ. «Îò ñèëüíîé äðàìû äî ë¸ãêîé êîìåäèè»: òóëüñêèé òåàòð XIX – íà÷àëà XX âåêà Продолжая терпеть неудобства, в Туле всё же продолжали гастролировать коллективы известных столичных театров. В 1902 г. в Тулу заехал В. П. Дал- матов, совершая турне по городам провинции, с труппой артистов литератур- но-художественного общества 54 . Показанные спектакли прошли при полных сборах: «Мисс Гобс» по пьесе Джерома К. Джерома, «Смерть Иоанна Грозного» по трагедии А. К. Толстого, «Трильби» по роману Джорджа Дю Морье 55 . Прислушиваясь к мнению общества, в 1902 г. Тульская городская дума постановила предоставить в распоряжение комитета попечительства о народ- ной трезвости участок городской земли под строительство Народного дома- театра. В ноябре 1902 г. о новом проекте писали в журнале «Театр и искус- ство»: «Народный дом будет представлять огромное здание. В первом этаже поместится зал на тысячу человек для народного чтения и для театральных представлений, читальня и т. д.» 56 . На сцене Народного дома на Ново-Пав- шинской улице спектакли шли после 1905 г. (в настоящее время это здание Театра юного зрителя на ул. Коминтерна). К зимнему сезону 1904 г. тульский купец М. И. Зафрен реконструировал для труппы С. И. Томского пустующее здание в зареченской части Тулы. Лица, видевшие план и фотографию будущего «храма Мельпомены», убеждённо отзывались, что он будет красив, просторен и удобен. Горожане любили С. И. Томского и верили, что всё пойдет хорошо. Театральный сезон у Том- ского начался 26 декабря, во второй день Рождества. Конкуренцию состав- ляла труппа В. Ф. Аничковой-Ивановой, работавшая в театре-цирке М. Труц- ци на Киевской улице. По мнению театралов, состав труппы Аничковой был талантливее, но репертуар «оставлял желать лучшего». Вывод театрального обозревателя был таков: «Бесспорная истина, что две драматические труппы для Тулы – излишняя роскошь» 57 . Если на протяжении XIX в. театральная репертуарная политика основы- валась на лёгком жанре, то в начале XX в. в театральных постановках за- звучали трагические и упаднические настроения. После революции 1905 г. возникли новые эстетические направления: символисты, имажинисты, дека- денты всех мастей, провозгласившие тезис «искусство ради искусства». Стрем- ление уйти «в миры потусторонние» или в переживания своей «пустынной» души нашло своё отражение в репертуаре тульского театра тех лет. В афи- шах театров значатся пьесы: «Анатэма» и «Анфиса» Леонида Андреева, «Ню» Дымова 58 , «Графиня Юлия» А. Стриндберга, «Ревность» М. П. Арцибашева. Но уже зимой 1908 г. радовала зрителей труппа А. М. Каралли-Торцова 59 . Местные критики отмечали, что в Туле интерес к театру значительно повы- сился и в борьбе с равнодушием публики Каралли выйдет победителем 60 . В память Отечественной войны, в воскресенье 14 октября 1912, в Туле состоялось тожественное открытие дворянского клуба с театром при нём 61 . Театр при дворянском клубе назывался «Новым театром». После молебна и поздравлений присутствующие перешли во внутренние помещения. Вече- ром на сцене «Нового театра» показали спектакль «Хаос» по пьесе Н. Ю. Жу- ковской. По образцу Московского Художественного театра в «Новом театре» сцена была оснащена электрическим оборудованием для световых эффек- тов при постановке пьес. Вместимость зала была до 1200 человек. Репертуар предполагался разноплановый: «от сильной драмы до лёгкой комедии» 62 . Особое внимание уделялось постановкам для детей и юношества. Дирекция стремилась, чтобы спектакли имели литературно-образовательное значение,
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=