Тульский краеведческий альманах №16 2019 г
Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 16 • 2019 80 пьесе А. Н. Островского «Бешеные деньги» играли артисты Е. К. Лешковская, С. Н. Великанова, А. И. Южин, М. Ф. Багрова, М. М. Варравин 48 . В 1897 г. на скромной сцене театра Томского труппой артистов московского Малого театра были сыграны: спектакль по пьесе А. Н. Островского «Поздняя любовь» и спектакль-шутка в 1-м действии по пьесе Д. В. Гарина-Виндинга «Я играю большую роль». Летом 1897 г. Томский провёл электричество в зда- ние театра, что вызвало положительный отклик зрителей и сказалось на техни- ческом оснащении спектаклей. Газеты писали: «Несмотря на то, что и в прошлом году мы видели театр обновлённым, г. Томский не остановился перед новы- ми большими затратами, чтобы ещё более его приукрасить. Гвоздь всего, конеч- но, – электричество. О его значении, преимуществе излишне говорить» 49 . 22 января 1899 г. Томский праздновал 25-летие творческой деятельности 50 . Успех спектаклей измерялся финансовыми показателями. По воспоминани- ям современников, сезон 1898/1899 г. прошёл успешно, жалованье актёры по- лучили «до копейки». Бенефис г. Скуратова с пьесой В. Шекспира «Гамлет» дал 900 руб. сбора, и после шёл ещё несколько раз при больших сборах. Бе- нефис г. Рыбчинской дал 600 руб., бенефис г. Борисовой – 500 руб. Бенефисы г. Томского дали 800 руб. и 829 руб., а второй бенефис г. Скуратова с пьесой «Измена» – 1 068 руб. Летом 1899 г. в Туле намеревались организовать гастроли артисты петер- буржского Суворинского театра. Накануне в Петербурге состоялась премьера спектакля по пьесе А. К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» с П. Н. Орлене- вым в главной роли. Дирекция хотела «обкатать» спектакль по провинции. Администратор вспоминал: «В Туле я никак не мог добиться, есть ли в го- роде театр. Одни убеждённо говорили: есть. Другие отрицали решительно, третьи же загадочно отвечали, что был-де да сплыл. Наконец, всё разъясни- лось. Случай свёл меня с одним чиновником из канцелярии губернатора г. Е. Он оказался большим театралом, страстно желал, чтоб состоялись спектакли товарищества и любезно вызвался сопровождать меня в поисках. – Видите ли, – говорил он мне, – как это ни странно, но у нас в городе с 150-тысячным населением театра нет. Есть деревянный цирк, в котором была устроена сцена. Даже вот недавно ещё там играла драматическая труп- па, но антрепренёр ея, г. Томский, что-то не поладил с владельцем цирка Труцци и последний приказал уничтожить сцену. Теперь они, кажется, соби- раются судиться. Где же вы будете играть? Разве разыщете Труцци и войдёте с ним в соглашение и выстроите новую сцену. < … > Мне пришлось перекоче- вать в Орёл» 51 . О дискомфорте временных театральных зданий писал артист театра Том- ского В. Шамардин в журнале «Театр и искусство» за 1901 г.: «Позвольте мне через посредство вашего журнала выяснить главную причину, заставившую меня сбежать от г. Томского, – это сырость и нестерпимый холодище в теат- ре, сколоченном кое-как, на промёрзшей земле, из сырых досок; на первом же спектакле 22 апреля я схватил бронхит, а после второго решил убраться восвояси из-за боязни заболеть чем-нибудь более серьёзным» 52 . Сохранился план театрика С. И. Томского 53 . В 1901 г., готовясь к новому сезону, он затеял реконструкцию здания в Кремлёвском саду на Лопатинской улице (ныне ул. Менделеевская). Эскиз напоминал театр марионеток под управлением худо- жественного руководителя Карабаса Барабаса, и Тульская городская управа не одобрила проект реконструкции.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=