Тульский краеведческий альманах №16 2019 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 16 • 2019 8 И. В. Кураев 500-летие Тульского кремля: дорога из Тулы в Государственный исторический музей Засечная черта и её историческая роль Засеки – завалы из поваленных деревьев – использовались в русском во- енном искусстве с древнейших времен. В XVI в. активное строительство засеки происходит на южных рубежах русского государства, постоянно подвергавшихся с начала века набегам крымских татар. Здесь около отдельных городов устраиваются лесные зава- лы, имевшие исключительно местное значение и защищавшие окрестности того или иного города, либо перекрывавшие некоторые татарские «шляхи» – дороги. В 1554 г. под руководством тульского засечного головы Михаила Колу- паева начинается строительство засек под Тулой, на сооружении которой ра- ботали 1177 человек «посошной рати» из Углича, Дмитрова, Зубцова, Твери и Белой. В 1566 г. было завершено строительство засечной черты вдоль Оки (она с её притоком Угрой являлась единственным крупным водным рубежом на пути с юга к Москве и в центральные густонаселённые области русского государства) по территориям современных Тульской и Рязанской областей. Тульская засека, состоявшая из пяти участков, была её центральным звеном. Для строительства, ремонта и охраны засек в 1577 г. даже был создан специ- альный Засечный приказ. Засечная книга 1638 г. содержит достаточно пол- ные сведения о внешнем облике тульских засек. Согласно этому источнику, в состав тульских засек входили Заупская засека с Орловскими и Малино- выми воротами, вал Завитай, Щегловская засека с одноимёнными воротами, Кортосеневская засека с Потиными воротами и Венёвская Веркушская засека с Княжими воротами. В начале весны 1598 г. в Москву пришли известия о подготовке крым- ским ханом Казы-Гиреем крупного военного похода. В ответ царь Борис Году- нов распорядился начать большие фортификационные работы: приводились в порядок крепостные сооружения степных городов, началось возведение огромной укреплённой линии, получившей название «Большая засечная черта». Ранее существовавшие засеки в рязанских, тульских и калужско-ко- зельских лесах были восстановлены и объединены в единую оборонительную систему, перекрывшую обширный степной язык, врезавшийся в леса в райо- не Тулы, по которому проходили кратчайшие дороги к столице русского го- сударства и излюбленные пути набегов крымских татар. Военные приготов- ления были столь внушительны, что Казы-Гирей предпочел отменить поход и прислал послов для мирных переговоров. Общая протяжённость Большой засечной черты по обмерам 1598 г. со- ставляла 590 верст 17 сажен (более 665 км). Она тянулась от брянских лесов на западе до мещерских на востоке. Черта делилась на несколько участков, каждый из которых, в свою очередь, состоял из нескольких засек: белёвские,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=