Тульский краеведческий альманах №16 2019 г

79 Ë. Í. Äçèãîâñêàÿ. «Îò ñèëüíîé äðàìû äî ë¸ãêîé êîìåäèè»: òóëüñêèé òåàòð XIX – íà÷àëà XX âåêà цирка Максимилиано Труцци 42 . Семья Труцци – одна из старейших в Европе цирковых династий 43 – сдавала помещение в аренду театральным антреп- ренёрам. В документах Государственного архива Тульской области значатся арендодатели Луиза Павловна Труцци и Рудольф Александрович Франко- ни-Труцци, сохранился автограф Рудольфа. На этой сценической площадке выступали труппы Грузинского, Г. И. Деркача, М. М. Варравина, Михайлова 44 . В 1908 г. городская управа приняла решение демонтировать ветхое здание, признав его непригодным для ремонта 45 . На Рождество 1894 г. начала работать драматическая труппа под управ- лением артиста С. И. Томского (Митяева). Томский сумел привлечь в свой театр талантливых актёров. В составе труппы была артистка А. А. Чижевская, впоследствии игравшая в императорском Александринском театре. У него иг- рали выдающаяся актриса Московского театра Н. Д. Рыбчинская, известный И. Ф. Скуратов, видный провинциальный трагик Н. Н. Трофимов. На сцене театра Томского висел девиз «НЕ ДЛЯ ОДНОЙ ТОЛЬКО ЗАБАВЫ». С. И. Томский познакомил тульскую публику с серьёзным классическим и современным репертуаром. Он слыл хорошим артистом, талантливым ре- жиссёром, умелым организатором. Его театр осуществил удачные постановки пьес А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, А. В. Сухово-Кобылина, В. Шекспира. Трагедия В. Шекспира «Гамлет» и пьеса А. П. Чехова «Чайка» в его режиссуре были высоко оценены зрителями и критиками. Столичная пресса о работах Томского отзывались благосклонно: «…г. Томский старался знакомить публику с лучшими новинками, шедшими на императорских сце- нах и в театрах литературно-артистического кружка, постановка всегда тща- тельная, а постановка “Гамлета” и “Измаила” даже хорошая» 46 . Для зрителей Тулы в конце XIX в. действовали три сценические площадки: в театре Томского, в театре «Эрмитаж» и в Дворянском собрании. В большом зале Дворянского собрания, где показывал спектакли тульский любительский коллектив и гастролировавшие труппы, сцена была чрезвычайно мала и не приспособлена для большого количества участников. Здание театра Томско- го было деревянным, театр «Эрмитаж» – летним. Фактически здания театра в Туле не было. Отсутствие стационарного театра, отапливаемого, техничес- ки оснащённого, тревожило неравнодушных горожан. В Тульской городской управе 4 октября 1895 г. заслушивался доклад комиссии общественных польз и нужд по вопросу постройки здания городского театра вместимостью до 600 человек. На конкурс представили восемь проектов; пять из них пред- ложили архитекторы Санкт-Петербурга, три – архитекторы из провинций. В начале мая 1896 г. стали известны результаты конкурса на построение но- вого здания театра в г. Туле. Составили смету, избрали строительную комис- сию – дело тем и закончилось. В Великий пост 1896 г. в здании театра Томского прошли гастроли им- ператорского Малого театра и драматического театра Ф. А. Корша. По воспо- минаниям современников, Корш был купец-предприниматель, театр для него был прежде всего статьёй дохода 47 . Для того чтобы обеспечить этот доход, он содержал хорошую труппу. В Тулу привезли спектакли «Отчий дом» неизвест- ного автора, «Василиса Мелентьева» А. Н. Островского. В начале апреля 1896 г. в зале Дворянского собрания состоялись очередные гастроли московского Малого театра. В составе труппы были артисты М. Н. Ермолова, А. Н. Ермолова-Крече- това, А. И. Южин, Ф. Ф. Левицкий, А. А. Федотов, В. О. Степанов. В спектакле по

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=