Тульский краеведческий альманах №16 2019 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 16 • 2019 78 Из статьи в «Тульских губернских ведомостях» за январь 1842 г. уз- наём, что после пожара 1834 г. тульский военный губернатор генерал-майор Е. А. Зуров устроил театр в доме князя Касаткина-Ростовского на Киевской улице. Зрителей ждали ложи и кресла, а театральное представление «…мо- жет доставить удовольствие каждому, кто судит о нём беспристрастно, не срав- нивая его с театром столичным» 30 . По личному приглашению губернатора 24 апреля 1842 г. на тульской сцене играл русский трагик П. С. Мочалов в драме Н. В. Кукольника «Купец Иголкин» 31 . На Киевской улице в доме малолетних князей Касаткиных-Ростовских театр находился до начала 1860-х гг. 32 . В 1864 г. в Тулу приехал аптекарь Ф. Г. Белявский, приобрёл дом и перестроил его по своему усмотрению. Со второй половины 1860-х гг. театр находился на ул. Миллионной 33 , о чём можно судить по рапортам полицейских о скандалах, учинённых зрителями. В 1870-е гг. стационарного театра в Туле не было. Гастролировавшие труп- пы давали представления в зале Дворянского собрания 34 . В субботу 1 октября 1877 г. здесь выступал директор московской консерватории императорского музыкального общества Н. Г. Рубинштейн. Концерт был дан в рамках благо- творительного проекта помощи раненым воинам 35 . В 1879 г. в Туле образовалось музыкально-драматическое общество, про- существовавшее до начала 1900-х. Деятельность общества была направлена на работу с серьёзным классическим репертуаром. Это являлось его большой заслугой. Общество ставило спектакли по пьесам А. Н. Островского «Светит, да не греет», «На бойком месте», Н. В. Гоголя «Женитьба», А. В. Сухово-Кобы- лина «Свадьба Кречинского». В 1890 г. театральная труппа музыкально-дра- матического общества вынесла на суд тульского зрителя постановку комедии Л. Н. Толстого «Плоды просвещения». Именно музыкально-драматическое общество инициировало построение нового театра в Туле. В декабре 1882 г. князь Д. Оболенский первым пожертвовал 500 руб. музыкально-драматичес- кому обществу для построения отдельного здания театра 36 . Частыми гастролёрами в 1890-е были выдающиеся актеры московского Ма- лого театра: Г. Н. Федотова, М. Н. Ермолова, О. О. Садовская, А. П. Ленский, А. И. Южин, Е. К. Лешковская. Спектакли шли в зале Дворянского собрания. В летние сезоны представления давали актёрские труппы в составе 13–15 человек в одноэтажном деревянном здании в городском Кремлёвском саду 37 . Большинство спектаклей на антрепризе преследовало коммерческие цели, провинциальный театр находился «под игом предпринимателей». Го- родской бюджет не предусматривал строительство отапливаемого театраль- ного здания, к театральному представлению не относились как к искусству. К удовольствию публики в 1891 г. в Туле построили новый летний театр в саду «Эрмитаж», находившемся между улицами Серебрянской, Калужской и Воздвиженской (ныне ул. Халтурина, Демонстрации и Революции). Руко- водил труппой антрепренёр и артист П. А. Полторацкий. Программа носила исключительно развлекательное направление, репертуар составляли оперетты 38 . В 1907 г. на принадлежавшем тульским временным купцам Я. М. Федотову и В. А. Ушакову месте было построено новое здание концертного зала и ресто- рана с электрическим освещением и паровым отоплением 39 . На углу улиц Киевской и Пешехонской (Гоголевской) 40 на земле дворян- ского общества Тульской губернии 41 в 1892–1893 гг. построено здание театра-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=