Тульский краеведческий альманах №16 2019 г
77 Ë. Í. Äçèãîâñêàÿ. «Îò ñèëüíîé äðàìû äî ë¸ãêîé êîìåäèè»: òóëüñêèé òåàòð XIX – íà÷àëà XX âåêà Например, в воскресенье 3 ноября 1831 г. после представления оперы-воде- виля «Ломоносов, или Рекрут-стихотворец» читали стихотворение А. С. Пуш- кина на взятие Варшавы «Клеветникам России»; трио в составе г. Садовского, г. Канищевой и г. Макаровой исполнило «Мы после бури и дождей должны ждать ясных дней»; девица Розанова и г. Васильев пели дуэтом; г. Садовский в сопровождении хора исполнял «русскую песню соч. Алябьева “Соловей мой, соловей”» и т. д. Спектакль оканчивался пением хором канта 22 «Боже, храни царя!» (так в театральной афише). Драмы и трагедии занимали меньшее место в репертуаре тульского те- атра. В 1831 г. были представлены следующие трагедии и драмы: «Эдип в Афинах» В. А. Озерова, «Пожарский» М. В. Крюковского, «Великодушие, или Рекрутский набор» Н. И. Ильина. Ставили пьесы европейских классиков Ж.-Б. Мольера, В. Шекспира. Но в целом репертуар можно охарактеризовать как музыкально-комедийный, ибо главной целью театра являлось «приятное развлечение от забот домашних и занятий по службе» 23 . По мнению чинов- ников Третьего отделения, театр должен был выполнять роль социального громоотвода. Государство поощряло развитие лёгкого жанра. В воскресенье 15 июня 1830 г. в Туле состоялось уникальное представ- ление с участием цирковой труппы Батиста Фуро. В России передвижной цирк знаменитой французской династии наездников демонстрировал публике комбинированный вариант наезднического искусства. Они гастролирова- ли преимущественно в столичных городах, и их приезд считался исключи- тельным событием. Артисты – Батист, Жозеф и Ламан Фуро – принимали участие в театральном представлении, исполняя роли командиров наездни- ков по пьесе Ф. Шиллера «Разбойники». Публику ждали в тульском экзерцир- гаузе 24 . Можно представить, как они гарцевали на скакунах в ходе театраль- ного представления. В июне и сентябре 1834 г. в Туле случились пожары, уничтожившие мно- гие здания, жилые и административные, в том числе и дом Ливенцовых у кремля. Актёры труппы Турчанинова остались без работы. Вероятно, твор- ческий коллектив в 1835 г. работал в г. Белёве, ибо в мае 1836 г. антрепренёр просил разрешения «…снова занять Белёвский театр» 25 . Уездные власти дали разрешение на деятельность обеих трупп, но сохранились афиши представле- ний только труппы калужских актёров, работавших с августа 1836 г. В воскре- сенье 30 августа калужане играли «Ревизора» Н. В. Гоголя. Театральные представления возобновились в Туле с 1836 г. В октябре 1836 г. содержателем театра был дворянин г. Вышеславцев. В репертуаре труппы было 168 спектаклей 26 . В 1838 г. спектакли давала труппа г. Азбукина. Иг- рали пьесы, знакомые по репертуару домашних крепостнических театров: водевиль Н. И. Хмельницкого «Бабушкины попугаи», французские водевили «Девушка-гусар» и «Дезертир, или Тоска по отчизне» 27 . Возобновили к поста- новке пьесу А. С. Грибоедова «Молодые супруги» 28 . В феврале 1841 г. в Туле гастролировали артисты Московского театра во главе с актёром и режиссёром Д. Т. Ленским. Гастроли воспринимались как значительное событие в культурной жизни города. Приезд таких выдающих- ся мастеров сцены, как Ленский и Самойлов, безусловно, повышал уровень местной театральной культуры. По отзывам газеты «Тульские губернские ве- домости» 29 , особенно хорош был актёр В. В. Самойлов в спектаклях «Скопин- Шуйский» и «Сын любви».
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=