Тульский краеведческий альманах №16 2019 г
Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 16 • 2019 76 т. е. бывший крепостной. Велико было искушение установить родственные связи с Соколовым Петром Алексеевичем 15 , именитым русским актёром, ре- жиссёром, антрепренёром. Документальное подтверждение тому не найде- но. Однако в афишах за 1830 г. значатся Соколов м. (младший), Соколов б. (старший) и девица Соколова 16 . Из рапорта тульского полицмейстера на имя гражданского губернатора В. А. Борисова от 6 ноября 1830 г. следовало, что Ф. Соколов задолжал владелице арендуемого дома Агафье Ливенцовой и ак- тёрской труппе большую сумму денег и «вынужден ныне не только оставить оный, но даже к сожалению здешней публики и распустить из актёров персо- нажей» 17 . 15 февраля 1830 г. был дан спектакль «в пользу Соколова». Судя по афишам, Соколов в составе труппы проработал весь 1830 г. В деятельности театра наступил краткий перерыв. В сложившихся обсто- ятельствах подходящей кандидатурой на должность директора театра был назван отставной коллежский регистратор И. А. Турчанинов, имевший поло- жительную аттестацию. Турчанинов возглавил театр в апреле 1831 г. Но в те- атральной афише его имя в качестве руководителя театрального коллектива появилось лишь 7 декабря 1831 г. В труппе г. Турчанинова началась деятельность выдающегося русского актера – Прова Садовского. Подростком он приехал к своим родственникам, актерам Г. В. и Д. В. Садовским 18 , увлёкся сценическим искусством и вскоре стал ведущим актёром театра 19 . С 22 августа 1830 г. в театральных афишах значатся: г. Садовский б. (старший) и г. Садовский м. (младший) 20 . Судя по афишам, в 1830–1834 гг. в Туле П. М. Садовский исполнял много разноплано- вых ролей 21 . Позже он играл в других провинциальных городах, где его увидел и выделил М. С. Щепкин. Московских зрителей Садовский удивил «бездной простоты» в исполнении, естественностью игры, искренностью переживаний. Для театров XIX в. – столичных и провинциальных – были характерны гром- кие, полные страсти монологи, эффектные положения, подготавливающие уход за кулисы; завершив свою сцену, актёр подчеркнуто театрально удалялся, вызывая рукоплескание зала. За наигранными чувствами исчезали сложные жизненные переживания и раздумья. Вместо сложных реалистических харак- теров накапливались трафаретные сценические роли. Тем ценнее были само- бытные провинциальные исполнители, пополнявшие столичные труппы. Как столичные, так и провинциальные коллективы в репертуаре пре- имущество отдавали операм, водевилям, комедиям. Из комедий часто ста- вили водевили А. А. Шаховского, которые пользовались неизменным успе- хом. Первым русским водевилем считается «Казак-стихотворец», написанный и поставленный Шаховским в начале 1812 г. В 1814 г. он поставил оперу-во- девиль «Ломоносов, или Рекрут-стихотворец», о которой А. С. Пушкин отзы- вался критически. Вслед за тем Шаховской создал водевили «Новый Бедлам», «Два учителя», «Женщина-лунатик». Все они ставились в тульском театре и радовали зрителей. Шаховской, Хмельницкий и Писарев – авторы из- вестных водевилей, шедших на столичных сценах, значатся и на тульских афишах. Произведения А. С. Грибоедова на тульской сцене ставили редко; 13 декабря 1831 г. в Туле была показана комедия А. С. Грибоедова «Молодые супруги», а «Горе от ума» к постановке запретили. В антракте представляли музыкальные интермедии и танцевальные но- мера. После спектакля исполняли романсы, народные песни, фрагменты из балета. Ряд концертных номеров после спектакля назывался дивертисментом.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=