Тульский краеведческий альманах №16 2019 г

75 Ë. Í. Äçèãîâñêàÿ. «Îò ñèëüíîé äðàìû äî ë¸ãêîé êîìåäèè»: òóëüñêèé òåàòð XIX – íà÷àëà XX âåêà В начале XIX в. в России росла сеть театральных коллективов за счёт част- ной инициативы. В губернских городах создавались театры на паевых на- чалах, возникали антрепризы; многие крепостные театры, существовавшие прежде в качестве домашних трупп помещиков-театралов, становились ком- мерческими. Начали оформляться основы административной театральной деятельности; в 1809 г. опубликованы штаты театральной дирекции 7 с поло- жениями об управлении казённой сценой, внутреннем распорядке, распро- странявшимися на театры частные. После Отечественной войны 1812 г. был создан Александровский коми- тет помощи раненым воинам, и на театральные коллективы наложили обя- занность перечислять денежные суммы в Приказ общественного призрения на благотворительные нужды. Императорский указ от 23 марта 1816 г. 8 обя- зал каждый театр, стационарный или на антрепризе, устраивать бенефисы в пользу увечных воинов. Губернские публичные театры отчисляли сборы от спектакля к инвалидному капиталу. Впредь в течение всего столетия полиц- мейстеры уездных городов и г. Тулы ежегодно направляли рапорты в канце- лярию губернатора о наличии или отсутствии театра в городе, подразумевая денежные отчисления и цензуру. Возможно, именно мартовский указ 1816 г. стимулировал возрождение театра в Туле. В Государственном архиве Тульской области сохранился до- кумент, подписанный гражданским губернатором Н. Олениным 15 июля 1818 г., в котором сказано, что коллежский советник Бабаев, титулярный советник Нечаев и коллежский асессор Виноградов предложили учредить городской театр, действующий на основании устава и во главе с дирекцией. Для приёма зрителей предложили верхний этаж нового дома купца Ливенцова на площа- ди близ Гостиного двора 9 и кремля. На этой сцене играли выдающиеся мастера. В 1822 г. в Туле гастролиро- вал М. С. Щепкин, и слух о его талантливой игре дошёл до Москвы. По вос- поминаниям современников, управляющий московскими театрами Ф. Ф. Ко- кошкин послал своего помощника писателя М. Н. Загоскина посмотреть игру Щепкина. Загоскин дал восторженный отзыв о его таланте, и М. С. Щепкин был приглашён в Москву. 20 сентября 1822 г. он дебютировал в Малом теат- ре, но театральный сезон закончил в Туле и работать в Москве начал только с марта 1823 г. 10 . Судя по документам, хранящимся в Государственном архиве Тульской об- ласти, репертуарная политика театра достаточно жёстко контролировалась со стороны губернской администрации и Третьего отделения канцелярии импе- ратора 11 в соответствии с Уставом о цензуре от 17 мая 1828 г. 12 . Городской по- лицмейстер регулярно рапортовал гражданскому губернатору о предстоящих постановках с приложением театральных афиш. Афиши стали ценным источником информации о репертуаре, антрепренё- ре, составе труппы, творческих талантах исполнителей. Из афиш выясняет- ся, что в 1828 – начале 1829 г. руководителем тульской театральной труппы был г. Сокольский (к сожалению, инициалы не названы). Репертуар театра был весьма обширным и разнообразным: 23 трагедии, 47 драм, 117 комедий, 87 опер и водевилей, одобренных к представлению Третьим отделением кан- целярии императора в Санкт-Петербурге 13 . С 23 апреля 1829 г. руководителем труппы значится г. Соколов. Из доку- ментов архива узнаём, что Соколов Фёдор Петров 14 был вольноотпущенный,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=