Тульский краеведческий альманах №16 2019 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 16 • 2019 74 Л. Н. Дзиговская «От сильной драмы до лёгкой комедии»: тульский театр XIX – начала XX века Говорить о тульском театре следует во временном аспекте: так историчес- ки сложилось, что каждое столетие имело своё артистическое выражение. Те- атр XVIII в. был любительским и усадебным. Театр XIX в. – коммерческим и профессиональным. Театр ХХ в. – идеологическим. Истоки тульского драматического театра берут начало в конце XVIII сто- летия. Особенности русского дворянского быта создавали благоприятные ус- ловия для развития театрального искусства. Тульский дом В. А. Юшковой, сестры В. А. Жуковского, был центром культурной жизни, в нём нередко устраивались музыкально-литературные вечера и ставились любительские спектакли. Альтернативным театральным салоном стал дом С. Н. Веницеева, где разыгрывались самодеятельные спектакли. Семён Никифорович Венице- ев закончил историко-филологическое отделение Московского университета, интересовался философией и театром. В 1777 г. служил стряпчим казённых дел во 2-м департаменте верхнего земского суда Тульского наместничества. В 1785–1794 гг. был командиром ТОЗа 1 . Возможно, какие-то обстоятельства создания первого публичного театра в Туле до нас не дошли, но неоспоримо, что он был открыт в декабре 1777 г. при благосклонной поддержке первого тульского губернатора М. Н. Кречет- никова, а первым управляющим был назначен С. Н. Веницеев. Свой первый сезон театр открыл постановкой комедии М. Н. Верёвкина «Так и должно». По свидетельству А. Т. Болотова, зрелище было по новости своей поразитель- ное. Представление совершалось в наскоро перестроенном, довольно холод- ном соляном амбаре, местная знать наслаждалась комедией, сидя в специ- ально устроенных ложах, а менее значительные зрители довольствовались простыми скамьями в «зале». В июне 1787 г. Тульскую губернию посетила Екатерина Великая. Извест- ный краевед и публицист Н. Ф. Андреев в очерке «Пребывание императрицы Екатерины II в Туле» 2 писал: «В вечеру того же дня государыня была в теат- ре, находившемся на площади, где теперь построен экзерцир-гауз 3 . Общее желание публики требовало “Титова милосердия” 4 . Но по высочайшей воле отменили эту трагедию, а дали “Хвастуна”, сочинённого Княжниным 5 . Тогда “Хвастун” был в почёте, редко кто не знал из этой комедии хоть несколько сти- хов. Спектакль шёл превосходно. Государыня изъявляла удовольствие своё, аплодировав актёрам, из которых двух тогда же приказано было отправить на казённый счёт в Петербург. Наш Пономарёв 6 сделался известен впоследс- твии». Тульский театр знаменателен тем, что в нём начинали свою артисти- ческую деятельность многие выдающиеся русские артисты. В мае 1793 г. в Тулу был назначен новый генерал-губернатор Е. П. Каш- кин, не проявлявший никакого интереса к театральному искусству. С. Н. Ве- ницеев вышел в отставку. Тульский театр лишился не только покровителей и меценатов – он утратил источник вдохновения. Как следствие, наслоились проблемы финансовые и бытовые, имущество распродали за долги. Мельпо- мена удалилась.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=