Тульский краеведческий альманах №16 2019 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 16 • 2019 54 ра которых соответствовали номерам в прейскуранте. Благодаря дизайну теперь даже неграмотные покупатели могли заказывать товары по каталогу. Когда «Зингер» занялась созданием отделений по всей России, необходи- мо было определиться с фирменным знаком. Решено было русифицировать то изображение, которое уже использовалось в других странах. На российском ло- готипе в центре были изображены буква «З» (Зингер) и девушка в русском на- циональном костюме, сидящая за машинкой. Изображая девушку в народном костюме, компания создавала фирменный знак, привлекавший и крестьян, и городских жителей. Также стоит отметить, что русских покупателей оли- цетворяет именно женская фигура. Швейные машины покупали и мужчины и женщины, и всё же символом «Зингер» стала женщина, которая была олице- творением не только шитья, но и покупок. Роль женщины как потребительни- цы главным образом модных товаров волновала общество во всём мире. С развитием во второй половине XIX столетия коммерческой рекламы она всё чаще обращается к женщинам, приглашая их отправиться по магазинам. Преобладали магазины двух типов – портновские мастерские и бутики (мод- ные магазины). В Туле эксклюзивные западные магазины располагались на улицах Киевской (ныне проспект Ленина) и Посольской (Советская). Мно- гие товары тульские купцы закупали в Москве и Петербурге и перепродавали в губернском центре с небольшой наценкой. Вот как описывает центральную улицу Тулы краевед и литератор Н. Ф. Андреев: «Большая половина домов на Киевской улице обвешана разноцветными вывесками. Это нашКузнецкий мост, наша Тверская. Здесь находятся богатые магазины и лавки с разными товара- ми, ценность которых мы не можем определить за неимением данных» 39 . В Туле было много лавок, торговавших нитками, фурнитурой, лентами и всем необходи- мым для шитья. Одна из них находилась на улице Пятницкой (ныне ул. Метал- листов) – «Галантерейная и игольная торговля. В. М. Золотарёв». Модные ткани в Туле можно было купить в магазине госпожи Кручининой «Ярославское полот- но» (сегодня на этом месте магазин тканей «Диана», пр. Ленина, 24). Как и в столицах, первыми модные бутики в Туле стали открывать ино- странцы. Иностранные предприниматели привозили в Тулу новые правила розничной торговли. В западном магазине вежливые и хорошо одетые про- давцы обслуживали клиентов в чистом и отапливаемом помещении. Цены были фиксированными – торговаться было непозволительно. В результате на покупки уходило меньше времени, к тому же можно было посплетничать и пофланировать, что было важной частью походов по магазинам. Бок о бок с ними открывали магазины и тульские предприниматели, желавшие торго- вать западными модными новинками. Чтобы привлечь клиентов, владель- цы давали им иностранные имена: A la ville de Paris. Modes et robes, Maison nouvelle mode de Paris 40 . Между магазинами существовала конкуренция, Рекламное объявление компании «Зингер». (Тульский листок объявлений. 1906. № 15. 20 августа)

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=