Тульский краеведческий альманах №16 2019 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 16 • 2019 50 канчивался в июне, зимний – продолжался с сентября по декабрь. По завер- шении сезона наниматели увольняли большинство подмастерьев, оставляя только самых лучших и самых покорных работников. В результате портные оказывались в отчаянной ситуации. В сезон они изнуряли себя работой, а в периоды застоя голодали и страдали от физического истощения 24 , если не удалось найти иных заработков. Из-за постоянного стресса многие порт- ные страдали от алкоголизма. Получив в конце субботы заработок, тут же на- правлялись в ближайший кабак, что было единственным развлечением работ- ников. Хозяева мирились с этой традицией и даже поощряли её, поскольку, по мнению Кристин Руан, выпивающие работники были политически более благонадёжными 25 . Единственным выходом из этой ситуации было стать мастером-портным и открыть собственную мастерскую, для чего также был необходим первона- чальный капитал. Портные могли работать в одиночку или всей семьёй. Имен- но так начинали большинство подмастерьев. Чаще всего портные снимали две комнаты, чтобы в одной принимать заказчиков, а в другой жить со своей семьёй. Лучшими считались комнаты, в которых окно или дверь выходили на улицу. В этом случае портной мог сделать вывеску, которую было видно с дороги. Однако не имевшие лицензии мастера не могли рекламировать свои услуги, поэтому чаще всего они выбирали комнаты, скрытые от посторонних глаз. Оборудование помещения не требовало особых затрат: 2–3 пары нож- ниц, сантиметр, нитки и иголки. Длинные прямоугольные столы были, как правило, единственной мебелью, на них портные кроили ткань и шили. Возле окон мастерской располагались длинные, широкие подмостки, называемые «катками или верстаками», на которых работали портные со скрещёнными ногами 26 . Помещения отапливались с помощью плиты, днём было жарко, а ночью холодно. Вследствие плохих санитарных условий большинство мас- теров страдали от анемии, чахотки (туберкулёза), кишечных и нервных рас- стройств, искривления позвоночника, катаракты и астигматизма. До появления журнальной рекламы портные полностью зависели от от- зывов своих заказчиков. Им требовалось недюжинное чувство такта и умение внушать доверие, в особенности когда приходилось иметь дело с неидеаль- ными фигурами и завышенной самооценкой клиентов. Лучше всего слож- ные взаимоотношения между портным Петровичем, не имевшим лицензии и находившимся в самом низу портновской иерархии, и заказчиком Акакием Акакиевичем Башмачкиным описывает Н.В. Гоголь в знаменитой «Шинели». Как и Петрович, портные часто прибегали к хитрости, чтобы убедить клиен- тов потратить больше запланированного и заказать новое платье вместо по- чинки старого. Фиксированных цен не было, всё зависело от ткани и отделки. Во время повторных визитов и примерок портной имел возможность лучше узнать характер клиента. Тщательно дозируя блеф и лесть, Петрович убедил Акакия Акакиевича заказать новую шинель, которая последнему не по кар- ману. В результате чиновник получил новую шинель с воротником из кошки, в которой ему тепло и уютно, а портной – деньги 27 . Также было и в реальной жизни: результат, одинаково приятный и для заказчика, и для мастера, был необходимым условием дальнейшего развития бизнеса. В середине XIX в. европейская система кройки и шитья уже прочно утвердилась в отечественной швейной отрасли. С ростом спроса на западно- европейскую одежду многие портные обнаружили, что не успевают вовремя

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=