Тульский краеведческий альманах №16 2019 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 16 • 2019 48 преимущественно созданием сколков для плетения кружев другими мастери- цами. Известно, что в Белёве в 1870–1880-е гг. были две известные сколочни- цы – Бакаева и Сошина, которые составляли узоры для большинства кружев- ных изделий. Белёвские кружева прославились далеко за пределами города и пользовались спросом в Мценске, Одессе, Самаре, Москве, Петербурге, Вар- шаве и Париже. Несколько лучших плетений были удостоены принятия ко двору Её Императорского Величества 16 . Таблица 1 Распределение по уездам числа кустарей, занятых в обработке волокон и тканей (по данным подворной переписи 1910–1912 гг.) 17 Данные, содержащиеся в отчетах губернатора, статистического отделения Тульской губернской земской управы, показывают, что профессионально ре- меслом по пошиву одежды занималась небольшая часть городского населе- ния: мещане и крестьяне, мигрировавшие в город в поисках заработка. Европейская одежда отличалась от традиционного русского платья тем, чтоеё создание требовало значительногопортновскогомастерства.Междумасте- ром и родителями заключался договор, в XIX в. оформлявшийся маклерами – профессиональными посредниками при заключении сделок, выполнявшими функции, которые на рубеже веков стали выполнять нотариусы. Маклерские договоры, сохранившиеся в Государственном архиве Тульской области, позво- ляют представить процесс обучения портновскому делу в деталях. В XIX в. отсутствовали учебные заведения, где можно было приобрести профессию портного, поэтому детей отдавали в «ученики» в портновскую мастерскую. Ребёнку на тот момент могло быть от 11 до 16 лет. Родители заключали контракт с мастером у маклера, договариваясь о продолжитель- ности ученичества, которое могло занимать от двух до шести лет, а в среднем – 4–5 лет 18 . Мастер предоставлял, как правило, жильё, питание, «банное и плато- мойное» 19 , а родители обеспечивали своего ребёнка одеждой и обувью. После подписания контракта контакты с семьёй прекращались до завершения обуче- ния. Навещать родителей могли дети, учившиеся недалеко от дома, но таких было мало. Главным правилом в жизни учеников было «должное послушание и повиновение» 20 мастеру. Хотя ученичество предполагало освоение азов пор- тновского мастерства, большинство учеников не допускались до практических

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=