Тульский краеведческий альманах №16 2019 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 16 • 2019 46 на ввоз одежды. После наполеоновских войн пошлина на ввозимую одежду была отменена. Это объясняется тем, что европейскую одежду было невозмож- но купить, так как Французская революция и последовавшие события в Ев- ропе негативно сказались на торговле. Некоторое время русские дворяне счи- тали, что носить французскую одежду непатриотично. Александр I подписал 12 (24) марта 1822 г. манифест, провозглашавший введение таможенного та- рифа по европейской торговле. По тарифу 1822 г. из 900 статей запрещалось к ввозу 300 видов товаров, а разрешённые предметы облагались высокими пошлинами. Отдельные сорта бумажных, шёлковых и шерстяных тканей об- лагались пошлиной от 100 до 250% их стоимости, набивные ткани и сукно запрещались к ввозу 5 . Беспошлинно ввозить можно было только сырьё, ма- шины и инструменты, необходимые для производства отечественного модного платья 6 . В результате импортируемые модные вещи стали слишком дороги. Но большинство русских аристократов свято верили, что по качеству русские копии хуже, и продолжали покупать зарубежные товары по заоблачным це- нам. В течение почти 30 лет правительство проводило протекционистскую политику, поощрявшую экономический рост. В 1850 и 1857 гг. российское правительство изменило налоговую ставку на импортную одежду. В 1882 г. русские предприниматели и чиновники потребовали пересмотра пошлин в целях поддержки отечественной индустрии. В начале ХХ в. Россия по выпус- ку хлопчатобумажных тканей вышла на четвёртое место после Великобрита- нии, Германии и США. Российская текстильная промышленность наполнила огромный рынок страны качественными и дешёвыми тканями. Отечествен- ные ткани отличались модными цветами и рисунками, что являлось допол- нительным фактором популярности. Природные условия Тульской губернии с суровой зимой и не особенно жарким летом также влияли на ассортимент одежды – она должна была защищать от неблагоприятных климатических условий. Тула во второй по- ловине XIX – начале XX века стала крупным промышленным городом, что сказалось на облике губернского центра, численности населения и внешнем виде туляков. С одной стороны, сохранялись консервативные нравы с чёт- кими требованиями к одежде, которая должна быть скромной и соответс- твовать моральным установкам, принятым в провинциальном обществе. С другой стороны, близость Москвы и модные ткани и аксессуары с юга стра- ны способствовали привнесению в одежду модных тенденций 7 , в том чис- ле мировых, но дополненных местным колоритом и самобытностью. В сре- де тульской аристократии появиться в обществе в безукоризненно сшитом платье, немного отстающем от модных тенденций, считалось особым шиком. В платьях не допускалась подчеркнутая сексуальность (глубокое декольте и прозрачные ткани), часто при оформлении использовались вышивка, крупные аппликации, кружево и стеклярус. В уездах постепенно складывалась специализация производства пред- метов пошива одежды: в Каширском – бумаго-ткацкая и миткальная 8 фаб- рики купчихи Карякиной, суконная фабрика князя Горчакова, суконная и миткальная фабрики Поповых, в Алексинском – суконные фабрики купчи- хи Масленниковой, Лугининых и Бартельсен (Бартельсон), в Епифанском – кожевенный завод купца Оводова, в Новосильском – ткацкая, шляпная, суконная и ковровая фабрики генерал-лейтенантши Писаревой 9 , в Одоевском – суконная фабрика Немкова 10 . Городские и уездные заводы и фабрики были

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=