Тульский краеведческий альманах №16 2019 г

45 Ò. È. Åâñååâà. Îáëà÷¸ííûå â ìå÷òû: ðàçâèòèå ìîäíîé èíäóñòðèè â Òóëüñêîé ãóáåðíèè Т. И. Евсеева Облачённые в мечты: развитие модной индустрии в Тульской губернии Мода – элемент искусства, общения и бытовой культуры нашего мира. В повседневной жизни мода выполняет роль связующего звена между высо- ким искусством и массовой культурой, так как через моду люди выражают себя – как индивидуально, так и коллективно. Мода зримо отразила замеще- ние национального костюма европейским платьем, начиная с реформ Петра I. История моды в России – часть истории культуры в самом широком смысле этого слова, поэтому её ретроспекция представляет несомненный интерес как в масштабах страны, так и отдельной провинции. Американские историки Стюарт и Элизабет Юэн отмечали, что «мода су- ществует в контексте индустриального развития; она тесно связана с развити- ем потребительского капитализма и общества массовой культуры» 1 . Однако вплоть до недавнего времени большинство исследователей не рассматривали роль модной индустрии в развитии капитализма всерьёз. Доминирующими темами при обсуждении развития капитализма были история механизации и фабричная система. Хотя первые мануфактуры производили текстиль, не- многие исследователи пытались проследить, что происходило с тканью за пределами фабрики 2 . В этой картине мира не осталось места для маленькой швейной мастерской. Цель данной публикации – показать производство одежды как части эко- номики Тульской губернии во второй половине XIX – начале XX в., взаимо- связь с торговлей и рекламой, а также начало перехода от индивидуального пошива одежды к её массовому производству. История российской индустрии моды началась с указов Петра I о ношении европейского платья, которые были продиктованы не только политическими, но и экономическими соображениями. С 1700 по 1724 г. было издано 18 раз- личных указов, регламентирующих правила ношения костюма европейского образца, типов тканей, отделку форменного и праздничного платья 3 . Запре- щались производство и продажа той одежды, в которую одевалось большинст- во российских подданных. Россияне столкнулись с серьёзной проблемой: если появляться в традиционном наряде теперь было нельзя, то где и как достать необходимую одежду? Немногие иностранные портные, жившие в России и умевшие шить европейские наряды, справлялись с объёмом работы, обру- шившимся на них с принятием новых указов. Европейские портные, приезжая в Россию, открывали маленькие мастерские и обучали русских подмастерьев принципам кройки и шитья на европейский манер. Императрицы Елизавета I и Екатерина II издали собственные законы о роскоши, регламентирующие демонстрацию портновского искусства при дворе 4 . Большинство российских подданных предпочитали покупать иностранные товары, так как высоко це- нилось их качество. Желая стимулировать развитие отечественной индустрии и обеспечить большую прибыль, в 1796 г. правительство ввело первые таможенные сборы

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=