Тульский краеведческий альманах №16 2019 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 16 • 2019 24 ской епархии отпускалось всего 1 872 р. 43 к., материальное положение причта Успенского кафедрального собора можно считать довольно высоким. Однако на протяжении всего XIX и даже начала XX столетия основным источником доходов священства были платы за требы. И в этом случае доход духовенства трёхштатной церкви в Туле, теоретически способного иметь приход от 1 626 до 2 525 душ, мог составлять от 1 500 до 1 900 р. и соответственно оценивать- ся как более высокий. Хотя понятно, что доходы от треб даже в губернском центре были нестабильны и зависели от иных факторов, прежде всего эко- номического характера. По традиции из средств архиерейского дома клиру кафедрального собора выделялись «прибавочные суммы», дополнительные средства приносило служение молебнов. Полагаем, что могли быть и иные средства к существованию, например земля, денежная рента, руга, доходы от продажи свечей. Например, по ведомостям в ноябре 1809 г. приход от свечных доходов составлял 158 р. 49 к., расход на приобретение свечей – 84 р. 35 ¾ к. Остаток, шедший на нужды причта, составлял 317 р. 13 ¼ к. 27 . Известно, что в конце XIX в. на содержание собора из казны поступало 350 р. и 741 р. по процентам от ценных бумаг. На этот момент соборный причт состоял из протоиерея, ключаря, двух священников, протодиакона, двух ипо- диаконов и двух псаломщиков. На его содержание затрачивались государс- твенные средства в размере 2 801 р., а также суммы, поступавшие от аренды церковной земли (109 дес. 605 саж. удобной земли (луга, поля, усадьбы)), – 1 235 р. Кроме того, на обеспечение причта шли и проценты с капиталов – 701 р. 28 . Однако эти суммы тратились на содержание многочисленного при- чта – от кафедральных протоиереев до звонарей. Средства, получаемые за требы, молебны в источниках не отражались. Таким образом, на рубеже XIX– XX вв. церковно- и священнослужители Успенского кафедрального собора относились к категории «белого духовенства» и имели стабильный доход, который, однако, нельзя характеризовать как слишком высокий. Иные хра- мы города Тулы, имевшие многочисленные приходы, могли считаться более доходными, а их причты, соответственно, менее нуждающимися. Напри- мер, причт одноштатной Боголюбской (Флоровской) церкви получал 8 787 р. от процентов с ценных бумаг, имел полевой и сенокосной земли в размере 39 дес. 1364 саж. 29 , а причт Владимирской за валом церкви, имевший много- людный приход (1 053 души), получал 4 947 р. от процентов с капитала, имея к тому возможность получать вознаграждения за требы. Условия служения также имели свои особенности. Священно- и церков- нослужители Успенского собора составляли одновременно причт и Богояв- ленского собора. На протяжении всего периода – с конца XVIII – начала XX в. в источниках указывался причт одного кафедрального собора. Это объясня- лось тем, что духовенство служило в летний период в Успенском соборе, кото- рый являлся неотапливаемым и холодным. В зимний период богослужения совершались в отапливаемом храме Тихона Амафунтского, расположенном в соборной колокольне. После возведения и освящения Богоявленского собора службы в зимнее время стали проводиться уже в его стенах. Богослужения в нем совершались до июня. Приведём два примера в подтверждение. «Туль- ские епархиальные ведомости» сообщали, что 26 мая 1863 г. было совершено богослужение по случаю отправки солдат на подавление Польского восстания: «...в праздник всех святых, по случаю препровождения из Тулы собранных бессрочно-отпускных солдат, Божественная литургия совершена была Его

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=