Тульский краеведческий альманах №16 2019 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 16 • 2019 234 лее половины всего городского населения губернии (64% – в 1900 г. и 63% – в 1915 г. 1 ).Тульские города были малочисленны и, несмотря на увеличение жителей во второй половине XIX в., сохранили низкие темпы естественно- го прироста. В начале ХХ столетия заметное увеличение горожан произошло в Белёве, Ефремове и Кашире. Ефремов вышел на второе место после Тулы, обогнав Белёв. Объясняется эта тенденция тем, что именно эти города были в большей степени связаны с торгово-промышленной деятельностью. Также Ефремов находился в благоприятных социально-экономических условиях – на пути транзитной торговли хлебом. Нарастающие социально-экономические проблемы, увеличивающаяся инф- ляция и проблемы с обеспеченностью топливом и керосином, вызванные войной, способствовали снижению авторитета официальной власти, и в представлениях населения формировалась убеждённость, что фактическая власть сосредоточи- валась в местных органах самоуправления (городских думах и земствах). После отречения Николая II и получения известий о событиях в Петрогра- де на местах начался процесс ликвидации царских учреждений, однако ряд учреждений местной власти продолжал функционировать (судебные, финан- совые, государственного контроля и др.). В первые дни революции по стране начался процесс создания выборных «комитетов общественных организаций», в состав которых избирались представители земского и городского самоуправ- ления, различных общественных организаций. Эти комитеты объявляли себя органами власти на местах: отстраняли от власти царских чиновников, зани- мались созданием милиции, рекомендовали и избирали областных, губерн- ских, уездных и волостных комиссаров. Общий развал экономики, снижение уровня жизни, перебои с продовольственным обеспечением, отсутствие топ- лива приводило к тому, что население шло за теми партиями, которые пыта- лись как-то решить их проблемы. Продовольственная проблема была одной из самых острых. Не случайно в системе новых органов власти возникли губернские, уездные, городские и волостные продовольственные комитеты, которые были законодательно оформлены 2 апреля под эгидой Министерства земледелия. Когда были созда- ны волостные земства (по решению Временного правительства), то им были переданы полномочия волостных продовольственных комитетов. Типичным явлением для страны стало сосредоточение руководства в продовольствен- ных комитетах в руках меньшевиков и эсеров. Продовольственное снабжение в тульских городах оставляло желать лучшего уже в 1916 г., в 1917 г. инф- ляция и перебои со снабжением заставляли власти заниматься поиском ре- сурсов, а общественные организации требовать улучшения ситуации. Напри- мер, в Туле за годы войны стоимость солдатского пайка увеличилась с 2 руб. 58 коп. (1 сентября 1914 г.) до 4 руб. 50 коп. (1 марта 1917 г.), к 1 мая стоимость была уже 6 руб., к 1 июля – 14 руб., т. е. стоимость за первые четыре месяца увеличилась более чем в 3 раза. Цена продуктов в это время была такова: 1 пуд муки – 4 руб., 1 фунт крупы – 25 коп., 1 фунт постного масла – 85 коп., 1 ведро воды – 1 коп., 1 фунт сахара – 26 коп., 1 фунт чая – 2 руб., 1 фунт мяса –1 руб. 60 копеек. Исходя из набора пайка, члены комиссии подсчитали, что с учётом роста цен стоимость пайка должна составлять более 20 руб. 2 (т. е. вырасти более чем в 4 раза с марта 1917 г.). Как крестьяне реагировали на нарастающий экономический кризис? Ведь снабжение тульских городов и, главное, промышленного губернского центра

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=