Тульский краеведческий альманах №16 2019 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 16 • 2019 22 бывает «многолюднейше» 11 . В октябре 1789 г. Коломенская духовная консис- тория предписала «Тульского Успенского собора соборянам, о бытии им в вос- кресные и праздничные дни всем в Соборе безотлучно, и в первые по одному священнику о служении с протопопом, а в последние всем Собором» 12 . В краеведческой литературе восстановлена биография этого замечатель- ного пастыря, совершившего немало трудов во славу Успенского кафедраль- ного собора 13 . Подробные сведения об отце Кире Никитине были собраны и опубликованы игуменом Герасимом (Дьячковым) 14 . Кир Никитин родился около 1750 г. Окончил Коломенскую духовную се- минарию. В 1778 г. перемещён на протоиерейское место в тульский Успенс- кий собор. 7 февраля 1799 г. награждён бархатной фиолетовой камилавкой, а 4 мая 1806 г. – золотым наперсным крестом. Известно, что протоиерей Кир Никитин присутствовал в Тульском духов- ном правлении (1783–1800 гг.) и являлся членом Тульской духовной консис- тории с 1805 г. В соборе отвечал за публичное толкование катехизиса (с 1791 г.) и за цензуру проповедей священнослужителей Тулы (1794–1800 гг.). В 1806 г. году принял постриг (в монашестве – Киприан), был произведён в архиманд- риты и назначен настоятелем Белевского Спасо-Преображенского монасты- ря. Одновременно занимал должность ректора Тульской духовной семинарии в 1807–1820 гг. Был награждён орденом Св. Анны II степени. Пользовался большой популярностью в Туле. Не менее интересной представляется и личность ключаря, протоиерея Иоанна Феофилактова (1762–1833 гг.), являвшегося также благочинным церк- вей города Тулы 15 . В 1831 г. он был награждён орденом Св. Анны III степени и получил права дворянского сословия 16 . Среди архивных материалов можно найти свидетельства активной деятельности отца Иоанна в качестве благочин- ного. В частности, он регулярно контролировал проповедническую деятель- ность тульского духовенства 17 . Кроме того, он требовал привлечения к ответст- венности клириков за нарушение церковной дисциплины. Н Н апример, в апреле 1800 г. в рапорте на имя преосвященного Мефодия отец Иоанн Феофилактов обвинил Иоанна Твердовского, священника Успенской церкви, что на Павшин- ской улице, в том, что тот нарушал богослужение, читая «наутрени отпуст с вер- бой, которую после и осенил; а в неделию святой пасхи господа нашего Иисуса Христа говорил выходи несколько из царских врат, на амвон не входил. Отпус- ты читал на амвоне с крестом и иногда пред престолом снимает ризы» 18 . В ходе провёденного расследования вина священника Иоанна Твердовского была ус- тановлена, и он понёс заслуженное наказание 19 . Итак, в недолгое правление преосвященного Мефодия происходит офор- мление причта Успенского кафедрального собора в ведущий храм Тульской епархии. Клир собора сформировался как из местного духовенства, так и из клириков, перемещённых из Московской епархии. Значимость пастырского служения в стенах кафедрального собора и ответственность, возлагаемая на священно- и церковнослужителей, способствовали консолидации причта со- борной церкви, а в дальнейшем – формированию отдельной корпорации свя- щенства храмов Тульского кремля. Отличительной чертой соборного духовенства являлось сравнительно бла- гоприятное материальное положение членов причта. По штату, утверждённому правительством в 1820 г., при тульском Успен- ском кафедральном соборе должны были состоять: протоиерей, получавший

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=