Тульский краеведческий альманах №16 2019 г

21 Ñ. À. Ðåçóõèí. Êëèð òóëüñêèõ êàôåäðàëüíûõ ñîáîðîâ â XIX âåêå: ñîñòàâ, ìàòåðèàëüíîå ïîëîæåíèå, ñëóæåíèå и новой истории, французскому языку, богословию. В диаконы был посвящён в 1792 г., и через несколько дней состоялось рукоположение отца Василия в священники. Однако в это время он не был приписан к какому-либо храму, а занимался только педагогической деятельностью в семинарии до 1795 г. Отец Василий имел также и опыт административной деятельности: с 1793 по 1795 г. он присутствовал в Коломенской духовной консистории и являл- ся цензором проповедей, потом служил в Успенском соборе Каширы и также числился цензором проповедей. В 1796–1797 гг. отец Василий служил в сане протоиерея в Серпухове при соборе Живоначальной Троицы, одновременно состоя в духовном правлении. В 1797 г. преосвященным Афанасием, еписко- пом Коломенским и Тульским, был определён протоиереем в Успенский собор города Коломны Московской губернии и одновременно устроен в семинарию толкователем Священного Писания, учителем поэзии и французского языка. В 1798 г. был «удостоен от Его Императорского Величества почести, состоящей в бархатной фиолетовой камилавке» 6 . Пастырское служение совмещал с пре- подаванием в Тульской духовной семинарии поэзии и французского языка. Перевод в Тулу иерей Василий Протопопов рассматривал в качестве возмож- ности успешного продолжения духовной карьеры. При этом личные интересы он ставил выше интересов пастырского служения. При переводе в Тулу отец Василий Протопопов обратился «с просьбой к преосвященному Мефодию предоставить ему “протопопию в Туле”, в про- тивном случае ему будет “чувствительное преобидение”, а Тульский протопоп Кир Никитин “возымеет пред ним преимущество и вящее достояние”» и будет получать оклад по протопопской должности в 120 рублей 7 . Тем самым он всту- пил в борьбу за престижное место кафедрального протоиерея с другим членом причта, местным священником Киром Никитиным. Коломенский протоиерей обоснованно видел в местном священнике серьёзного конкурента: отец Кир был очень популярен в тульском обществе. Епископ Мефодий решил этот воп- рос в пользу протоиерея Василия Протопопова, объяснив в своей резолюции назначение коломенского протоиерея на протопопию тем, что он заслуживает это место по своим дарованиям и трудам, а также знанию учительского дела, необходимого для развития семинарии. В резолюции владыка также отмечал, что Кир Никитин, «оставляется нами в том же кафедральном соборе на свя- щеннической вакансии, а следовательно, имеет получать годового штатного с прибавкой жалованья по шестидесяти рублей и следственно, не получав пре- жде сего никакого по собору жалованья, когда будет получать те шестьдесят рублей, тем самым довольно вознаграждён быть может; есть ли же пожелает заступить где и протопопское место при другом соборе, то вакансовые места имеются в нашей епархии» 8 . Имя протоиерея (протопопа) Кира Никитина (1755–1820 гг.) встречается в архивных материалах Тульской духовной консистории уже в конце 1770 – на- чале 1780-х гг. 9 . В это время протоиерей Кир Никитин, скорее всего, являлся настоятелем собора и вёл от имени братии официальное делопроизводство. В сентябре 1789 г. вышел перед Тульским духовным правлением с инициати- вой укрепления дисциплины внутри причта, установив правило, что литургию в праздники служит всегда протоиерей с одним священником. Необходимость такой меры он объяснял тем, что при Соборной Успенской церкви состоят два священника, которые крайне редко служат в соборе в праздничные дни, «зани- маясь праздностью или служением… » 10 , в то время как в соборе в праздники

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=