Тульский краеведческий альманах №16 2019 г

189 городного героя Муромского, хищнический оскал более высокопоставленного взяточника Варравина на взяточника поменьше Тарелкина («Ведь я из бренно- го-то тела таким инструментом душу выну, что и не скрипнет…») и заклю- чительный монолог Тарелкина: «Проклята будь ты, судьба, в делах твоих! Нет на свете справедливости, нет и сострадания: гнёт сильный слабого, объ- едает сытый голодного, обирает богатый бедного! Взял бы тебя, постылый свет, да запалил бы с одного конца на другой да, надемши мой мундиришко, прошёлся бы по твоему пепелищу: вот, мол, тебе, чёртов сын» 10 . Но и в новом веке, в 1905 г., цензор драматических сочинений для на- родных театров России не дозволял постановку «Дела»: «Несмотря на всю ис- кусственность построения пьесы, основанной на случайностях, она заключает в себе много возмущающей правды и поэтому именно, в случае постановки её на сцене народных театров, произвела бы крайне неблагоприятное впечат- ление, в особенности по непосредственному участию, которое принимают во всей интриге высокопоставленные лица. Поэтому я полагал бы невозможным одобрить эту пьесу для народных театров» 11 . Особенно смущало цензуру присутствие в драме персонажей-чиновни- ков самого высокого ранга, которых Сухово-Кобылин прекрасно предста- вил с натуры. По своему личному «делу» он не раз в 1850-е гг. встречался с министром юстиции В. Н. Паниным, московским генерал-губернатором А. А. Закревским, ему передавали даже мнение государя Николая Павлови- ча о ходе расследования. Именно поэтому фигуры получились «жизненны- ми» – то, что называется «на все века». Вот объяснение Муромского с высоко- поставленным Князем: Ä. À. Ðîìàíîâ. «Íåâîçâðàòíî ïîãèáøàÿ ñèëà»: ñóäüáà è òðóäû Àëåêñàíäðà Âàñèëüåâè÷à Ñóõîâî-Êîáûëèíà Спекталь Тульского академического театра драмы «Свадьба Кречинского» (1993 г.; реж. А. Попов). В роли Кречинского (в центре) – заслуженный артист РФ М. Матвеев. Фото С. Шмуня

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=